- СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Здравоохранение
В отчетном периоде основной целью деятельности муниципальных учреждений здравоохранения явилась организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Для реализации данной цели постановлением главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 21.03.2007 № 3/833 утверждена Программа муниципальных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2007 год. По данным Управления здравоохранения администрации МО ГО "Сыктывкар" на конец 2007 года для оказания первичной и специализированной медицинской помощи жителям функционировали 8 муниципальных учреждения здравоохранения, в том числе: 2 больницы с поликлиническими структурными подразделениями и 6 самостоятельных поликлиник (3 взрослых, 3 детских), 1 станция скорой медицинской помощи. В 2007 году на базе муниципальных учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник) пролечено 423 тыс. человек больных или 135% к уровню прошлого года. В среднем каждый житель, проживающий на территории МО ГО «Сыктывкар», обратился за медицинской помощью 2,3 раза в год.
По итогам года: - проведены ремонтные работы в муниципальных учреждениях здравоохранения (здания, помещения) за счет средств Республиканского бюджета РК и бюджета МО ГО "Сыктывкар" на сумму 39,1 млн. руб.;
- приобретено медицинское оборудование за счет средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" на сумму 5,2 млн. руб.;
- на повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала направлены средства в объеме 1,7 млн. руб.;
- за счет средств федерального бюджета в рамках национального проекта «Здоровье» в муниципальные учреждения здравоохранения поступило оборудование на сумму 7,4 млн. руб., МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» получено 14 единиц санитарного автотранспорта с оснащением на сумму 8,2 млн. руб.
В 2007 году доходы муниципальных учреждений здравоохранения составили 47,9 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2006 годом на 47,8%, из них: - платные услуги населения – 30,4 млн. руб. (128%);
- оплата за оказанные медицинские услуги по родовым сертификатам (в рамках реализации национального проекта «Здоровье») – 7,7 млн. руб. (в 1,9 раза больше);
- оплата расходов за оказанную медицинскую помощь военнослужащим – 2,1 млн. руб.
- средства (субсидии) на оплату проведенной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях (в рамках реализации национального проекта «Здоровье») – 2,6 млн. руб. (в 2,8 раза больше);
- эксплуатационные расходы, поступающие от арендаторов – 1,4 млн. руб. (151,2%);
- поступление средств от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве оплаты за стационарное обслуживание – 1,7 млн. руб. (104,4%);
- оплата первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам – 0,4 млн. руб.;
- диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 0,3 млн. руб.;
- пожертвования от физических и юридических лиц – 0,3 млн. руб. (в 4,9 раза больше).
Расходы муниципальных учреждений здравоохранения составили 44,5 млн. руб. (140,3% к уровню прошлого года), из них: - оплата труда и начисления на оплату труда – 27,5 млн. руб. (142,0%);
- приобретение услуг – 7,6 млн. руб. (125,6%).
- Обязательное медицинское страхование
Итоги работы Сыктывкарского межрайонного филиала ФОМС Республики Коми за 2007 год:
1. Анализ выполнения объемных и финансовых показателей по видам медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы обязательного медицинского страхования за 2007 год по ЛПУ города Сыктывкара.
Амбулаторно-поликлиническая помощь
| Объемные показатели (тыс. посещений) | Финансовые показатели (млн. руб.) |
| план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 1267,9 | 1377,5 | 108,6 | 156,2 | 167,4 | 107,2 | ЛПУ Эжвинского района | 486,6 | 528,2 | 108,5 | 64,5 | 68,3 | 105,9 | Итого: | 1754,5 | 1905,7 | 108,2 | 220,7 | 235,7 | 106,8 |
Стационарная помощь
| Объемные показатели (койко-дни) | Финансовые показатели (млн. руб.) |
| план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 57 800 | 52 762 | 91,3 | 40,5 | 36,7 | 90,6 | ЛПУ Эжвинского района | 142 600 | 139 842 | 98,1 | 89,6 | 87,7 | 97,9 | Итого: | 200 400 | 192 604 | 96,1 | 130,1 | 124,4 | 95,6 |
Стационар дневного пребывания
| Объемные показатели (дни лечения) | Финансовые показатели (млн. руб.) |
| план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 80 422 | 71 318 | 88,7 | 11,8 | 10,7 | 90,6 | ЛПУ Эжвинского района | 30 349 | 33 615 | 110,7 | 3,8 | 3,9 | 102,6 | Итого: | 110 771 | 104 933 | 94,7 | 15,6 | 14,6 | 93,5 |
2. Мероприятия по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. Осуществление мер по улучшению социального положения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), является составной частью мероприятий по реализации Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». На отчетную дату право на получение государственной социальной помощи имели 29 312 граждан, проживающих в г.Сыктывкаре. Сохранили за собой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ) 13 803 гражданин – жителей г.Сыктывкара. Категории граждан | На 01.01.06 г. | На 01.01.07г. | На 01.01.08г. | Число граждан, имеющих право на ГСП, всего по г.Сыктывкару | 27 284 | 29 069 | 29 312 | Число граждан, имеющих право на ГСП в виде НСУ, всего по г.Сыктывкару | 17 354 | 18 740 | 13 803 |
По данным, представленным лечебно-профилактическими учреждениями г.Сыктывкара, среди категории лиц, имеющей право на лекарственную помощь, наиболее многочисленными группами явились: - инвалиды – 19,5 тыс. человек (19,4 тыс. человек в 2006г.), им выписано 273,4 тыс. рецептов на лекарственные средства (400,4 тыс. рецептов в 2006 году);
- инвалиды войны - 797 человек (780 человек в 2006г.), выписано 9,8 тыс. рецептов (12,2 тыс. рецептов в 2006г.);
- ветераны Великой отечественной Войны – 185 человек (525 человека в 2006г.), выписано 2,5 тыс. рецептов (9,2 тыс. рецептов в 2006г.).
В 2007 году во всех ЛПУ внедрена технология штрихкодирования рецептов, которая позволяет обеспечить слаженную работу всех участников системы дополнительного лекарственного обеспечения. Фонд обязательного медицинского страхования осуществлял контрольные мероприятия по реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Объектами контроля были дистрибьюторы лекарственных средств, аптечные учреждения и лечебные учреждения. В целях осуществления медико-экономического контроля лекарственной помощи, предоставляемой отдельным категориям граждан, проведено 49 медико-экономических экспертиз в ЛПУ города Сыктывкара.
3. Итоги реализации национального проекта «Здоровье» в 2007 году.
В качестве одного из приоритетов национального проекта «Здоровье» определено развитие первичной медико-санитарной помощи, в частности, путем улучшения условий оплаты труда медицинских работников первичного звена здравоохранения.
Численность медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в 2007 году.
| Численность мед. работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (на 01.01.2007) | Численность мед. работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (на 01.12.2007) |
| Итого | Врачи участковые | Врачи общей практики | М/с участковые | М/с врача общей практики | Итого | Врачи участковые | Врачи общей практики | М/с участковые | М/с врача общей практики | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 212 | 94 | 6 | 100 | 12 | 247 | 115 | 7 | 112 | 13 | ЛПУ Эжвинского района | 47 | 21 | - | 26 | - | 58 | 28 | - | 30 | - | Итого: | 259 | 115 | 6 | 126 | 12 | 305 | 143 | 7 | 142 | 13 |
Увеличение численности медицинских работников первичного звена здравоохранения связано, в основном, с приходом молодых специалистов. Объем финансовых средств, использованных в учреждениях здравоохранения на осуществление выплат по выполнению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, за 2007 год составил 28,7 млн. рублей. Заработная плата врачей участковой службы и врачей общей (семейной) практики увеличилась в среднем на 12,0 тыс. рублей, медицинских сестер участковых и медицинских сестер врачей общей практики – на 6,0 тыс. рублей.
Одним из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» является профилактическая работа по предупреждению, раннему выявлению и своевременному лечению заболеваний у работающих граждан. Следует отметить, что из четырех ЛПУ, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан бюджетной сферы, всем требованиям Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 №860 в 2007 году удовлетворяли три ЛПУ (МУЗ «Центральная поликлиника г.Сыктывкара, МУЗ «Сыктывкарская городская поликлиника №3», МУЗ «Эжвинская городская поликлиника»). Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина на 2007 год был определен в размере 540 рублей. Всего в 2007 году на выплаты медицинским работникам, медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов, медицинским сестрам врачей общей практики, участвующим в проведении дополнительной диспансеризации, потрачено 5,2 млн. рублей. Всего в 2007 году 15,2 тыс. человек прошли дополнительную диспансеризацию, из них 14,9 тыс. человек городских жителей и 305 человек сельских жителей. Из общего числа прошедших дополнительную диспансеризацию взято на Д-учет – 155 человека, в том числе на ранних стадиях заболевания – 152 человека. На основании сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации определено состояние здоровья граждан по следующим группам: - 1 группа – практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении – 1,5 тыс. человек или 9,6%;
- 2 группа – граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий – 2,9 тыс. человек или 19,1%;
- 3 группа – граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза или лечении в амбулаторных условиях – 10,2 тыс. человек или 67,0%;
- 4 группа – граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на диспансерном учете по хроническому заболеванию – 0,6 тыс. человек или 4,2%;
- 5 группа – граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи – 17 человек или 0,1%.
Еще одно направление национального проекта «Здоровье» - проведение в 2007 году диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что из пяти ЛПУ, участвующих в проведении диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всем требованиям Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 №221 в 2007 году не удовлетворяло ни одно ЛПУ. Отсутствие в учреждениях здравоохранения, обеспечивающих проведение дополнительной диспансеризации, лицензии на осуществление работ и услуг по оказанию медицинской помощи по отдельным специальностям, урегулировано путем заключения гражданско-правовых договоров с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление данного вида медицинской деятельности. Норматив затрат на проведение диспансеризации детей-сирот в возрасте от 0 до 4 лет включительно – 1200 рублей, от 5 до 17 лет включительно – 1450 рублей. Итоги проведения диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2007 году: - продиспансеризировано 540 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 71в возрасте от 0 до 4-х лет;
- поступило в ЛПУ средств на проведение диспансеризации детей-сирот 659,0 тыс. рублей;
- всего ЛПУ использовано в 2007 году 87,4 тыс. рублей.
- Культура
По данным Управления культуры администрации МО ГО "Сыктывкар" в 2007 году на территории городского округа продолжили свою работу: - 11 муниципальных учреждений культуры, включая централизованную библиотечную систему с центральной библиотекой и 15 библиотек-филиалов;
- 7 учреждений дополнительного образования детей сферы спорта;
- Центр патриотического воспитания;
- 7 учреждений дополнительного образования детей сферы культуры, в том числе: Детская музыкальная школа, Детская хореографическая школа, Хоровая школа мальчиков и Детская художественная школа.
В отчетном году муниципальное учреждение культуры «Городской центр культуры – Выставочный зал» было реорганизовано путем присоединения к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская художественная школа г. Сыктывкара». В 2007 году Управлением культуры администрации МО ГО "Сыктывкар" проведено более 40 молодежных и 33 общегородских мероприятий (всего 73 мероприятия), в которых приняли участие более 112,3 тыс. человек, из них в молодежных мероприятиях – 32,1 тыс. человек. Проведены ставшие традиционными городские праздники: Рождество, Месячник спортивно-патриотической работы, «Широкая масленица», Международный женский день, Пасха, День Победы, День города, День молодежи, День памяти и скорби, День Республики и т.д. Впервые в городе Сыктывкаре в ноябре 2007 года прошел конкурс-фестиваль украинского творчества «Червона рута», в котором приняли участие представители 15 городов и районов Республики Коми. Впервые были организованы и проведены межпоселковые мероприятия: фестиваль хоров ветеранов «С песней по жизни» в рамках городского конкурса «Красная гвоздика» (ДК п.г.т. Седкыркещ); фестиваль «Ярмарка творчества среди молодежных коллективов «Талант в каждом из нас» (ЦД «Лира» п.г.т. В. Максаковка); был придан статус «городского» межпоселковому конкурсу «Маленькая принцесса», проводимому в рамках празднования Дня Города (ДК п.г.т. Краснозатонский). Впервые в городе прошел первый межрегиональный турнир по историческому фехтованию. Все творческие и спортивные коллективы города были активными участниками праздничных мероприятий, посвященных 86-летию Республики Коми и 66-летию начала Великой Отечественной войны. Студенческие творческие коллективы и молодежные самодеятельные клубы города приняли активное участие в городских и республиканских мероприятиях, праздниках, концертах, ярмарках: фестиваль творчества «Студенческая весна», торжественное открытие «Дня защитников отечества», спортивно-патриотическая игра «Служу России» среди учащихся ВУЗов, ССУЗов, ПУ (ПЛ); фестиваль патриотического творчества «Муза Отечества»; фестиваль бардовской песни «Сыктывкарские костры» и т.д. На ежегодную ярмарку молодежных инициатив было представлено 4 проекта. По итогам конкурса все проекты получили финансовую поддержку (гранты) Министерства образования и высшей школы РК. В играх КВН сезона 2007 года приняли участие 19 команд, победителем стала команда Сыктывкарского лесного института «Все сразу». Продолжили свою деятельность детские и молодежные военно-патриотические клубы и объединения. Необходимо отметить деятельность молодёжной общественной организации «Поисковый отряд «Северная Звезда», которая в 2007 году при поддержке управления культуры приняла участие во Всероссийской Вахте памяти (Новгородская область). Управление культуры активно сотрудничало с общественными объединениями и клубами: Некоммерческое партнерство «Клуб северных путешествий «Саук-Пай», Историко-реконструкционный клуб «Кречет», «Живая педагогика», Клуб веселых и находчивых, Рок-клуб, Сноуборд-клуб, Клуб авторской песни «Созвездие Музы» и другие. В 2007 году прошел традиционный городской выездной лагерь молодёжного актива для выявления инициативных ребят и обучения лидерским качествам. Муниципальными учреждениями культуры проведено в 2007 году порядка 2490 мероприятий различной направленности, включая кинопоказы. Мероприятия посетили около187,2 тыс. человек. Основными мероприятиями явились: Новогодние и рождественские праздники; вечера отдыха «В кругу друзей»; «Веселые старты» - спортивные игры на свежем воздухе; мероприятия клубов «Кому за 30 …»; выездные концерты коллективов художественной самодеятельности в различных учреждениях и организациях; турниры по шахматам; клубы выходного дня; творческие вечера поэтов, композиторов, авторов-исполнителей, творческих коллективов; экологические акции; дискотеки для всех возрастных категорий населения. В учреждениях культуры продолжили свою работу 132 клубных формирования –кружки и студии, клубы по интересам и творческие объединения и т.д. В них занимались более 3,3 тыс. человек. Число клубных формирований для детей до 14 лет – 38, в них занимались 762 человека. В течение года функционировали 62 формирования самодеятельного народного творчества в учреждениях культуры, в том числе 7 коллективов со званием «Народный» и 3 профессиональных коллектива: квартет русских народных инструментов «Дивертисмент», ансамбль народной музыки «Зарни Ань» и ансамбль народных инструментов «Балалайка» им. С. Налимова. По итогам года количественные показатели деятельности муниципальных учреждений культуры были ниже, по сравнению с 2006 годом, в основном, в связи с реорганизацией муниципального учреждения культуры «Городской центр культуры – Выставочный зал». Также было закрыто на реконструкцию муниципальное учреждение культуры «Дом культуры п. Верхний Чов». Детская хореографическая школа является ведущей в области хореографического образования в Республике Коми. В октябре 2007г. учащаяся школы Юлия Ярославцева стала обладателем Звания лауреата Гран-При, медали Петра I и премии Всероссийского конкурса «Надежда России». Детский образцовый ансамбль народного танца «Шондi» в октябре 2007г. занял 3 место на Всероссийском хореографическом конкурсе «Есенинская Русь». Учащийся Хоровой школы мальчиков Кузиванов Михаил стал Лауреатом II степени Межрегионального конкурса исполнительских отделений дополнительного образования детей «Юные дарования - 2007» и обладателем стипендии Правительства РК для талантливых детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования. Детская музыкальная школа является ведущей в области музыкального образования Республики Коми. Детские музыкальные школы п.г.т. В.Максаковка, Краснозатонский, Седкыркещ являются малокомплектными. Свою работу проводят совместно с учреждениями социальной сферы поселков. Продолжили свою деятельность Центральная городская библиотека, центральная городская детская библиотека и 15 библиотек-филиалов (книжный фонд – 331,6 тыс. экземпляров). На конец года в централизованной библиотечной системе зарегистрировано около 29,5 тыс. пользователей, из них дети до 14 лет – 11,6 тыс. человек; книговыдача составила 750,3 тыс. документов, количество посещений – 240,6 тыс. в год. В 2007 году выделены средства на улучшение материально-технической базы библиотек централизованной библиотечной системы: на приобретение мебели – 1,8 млн. руб., на приобретение оргтехники – 300 тыс. руб., на приобретение литературы – 300,0 тыс. руб. Вся физкультурно-оздоровительная, массовая и спортивная работа в управлении осуществлялась согласно утвержденному календарному плану спортивно-массовых мероприятий. За 2007 год среди учащихся ДЮСШ проведено около 170 спортивно-массовых мероприятий. За 2007 год проведено 8 общегородских мероприятий, из них: «Лыжня России – 2007» (6.0 тыс. участников), Всероссийский День Бега «Кросс наций» (7,0 тыс. участников), Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию «Российский Азимут» (2,0 тыс. участников), спортивно-массовые мероприятия, посвященные Дню Победы (около 1,0 тыс. участников). По итогам 7 республиканской Спартакиады учреждений образования «За здоровую Республику Коми в XXI веке» команда МО ГО «Сыктывкар» заняла 1 место, по итогам круглогодичной Спартакиады РК среди муниципальных образований - 1 место. За 2007 год доход от предпринимательской деятельности учреждений, подведомственных Управлению культуры, составил 30,4 млн. руб. (дополнительное образование – 26,8 млн. руб., культура – 3,6 млн. руб.), в том числе: - спонсорские пожертвования – 2,3 млн. руб.; - объем платных услуг и родительская плата составляют 28,1 млн. руб. На текущий ремонт и пожарную безопасность учреждений культуры и спорта за отчетный период израсходовано 4,4 млн. руб.
- Образование
В 2006, 2007 гг. деятельность управления образования и муниципальных образовательных учреждений была направлена на решение комплекса стратегических задач, ориентированных на создание условий эффективного функционирования и развития отрасли: - сохранение и развитие сети муниципальных образовательных учреждений;
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в сфере образования;
- развитие муниципальной воспитательной системы;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
- развитие материально-технической базы и условий, гарантирующих
безопасность обучения детей в муниципальных образовательных учреждениях.
Реализация данных стратегических задач осуществлялась в рамках муниципальных и ведомственных программ и проектов: - Муниципальная программа «Реализация Приоритетного национального проекта
«Образование» на муниципальном уровне» (2007-2008 гг.); - Комплексная программа профилактики правонарушений на территории МО
ГО «Сыктывкар» на 2007-2009 гг.; - Ведомственная программа «Развития общего среднего и дополнительного образования МО ГО "Сыктывкар" (2006-2008 гг.);
- Ведомственная программа «Юный сыктывкарец 21 века» (2007-2009 гг.) и городская программа «Дети города Сыктывкара» (2003-2006 г.г.), в рамках которой были реализованы подпрограммы: «Здоровый ребенок», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений»; «Круглогодичное оздоровление, отдых и труд детей и подростков г. Сыктывкар».
- Проекты:
- «Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в МО ГО "Сыктывкар"» (2006-2008 гг.);
- «Социальное партнерство (2004-2009 гг.)»;
- «Развитие воспитания и дополнительного образования в системе образования г.Сыктывкара (2006-2008 гг.)»;
- «Информационное обеспечение образовательной системы г.Сыктывкара» (2007 -2009 гг.)
Реализация данных программ и проектов обеспечила следующие основные итоги развития отрасли за отчетный период: 1. Получила дальнейшее развитие сеть инновационных учебных заведений: на базе начальной школы - сада № 81 открыта МОУ «Прогимназия № 81 «Здравствуй»; 2. Проведена реорганизация сети учреждений дополнительного образования детей в соответствии с изменением Типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; 3. Реорганизовано 6 учреждений дополнительного образования, из них: 2 УДОД присоединены к общеобразовательным учреждениям; 2 учреждения слиты в одно; 2 учреждения переименованы; 4. В целом в 15 УДОД в 2007г. работали 1150 объединений учащихся по 10 направленностям с охватом свыше 87,0% учащихся общеобразовательных учреждений города, что соответствует показателям 2006 года и выше показателей по РК за 2007 г. на 23,0%; 5. На уровне прошлого года остался показатель участия воспитанников дополнительного образования в различных соревнованиях и конкурсах (6 тысяч учащихся).
Итогами целенаправленной деятельности по совершенствованию структуры и поддержания общего образования за период 2006-2007гг. явились: - увеличение количества школ, в которых организовано изучение иностранного языка в начальной школе, с 15 до 20 (это позволило увеличить на 24,0% охват учащихся начальной школы программами раннего изучения иностранного языка);
- рост числа школ, работающих по системам развивающего обучения: образовательные системы Занкова, Давыдова; образовательная программа «Школа 2100» и др., что обеспечило охват 91,0% от количества учащихся начальной школы;
- увеличение на 7,7% количества классов с углубленным изучением предметов;
- рост на 19,4% количества учащихся, изучающих предметы экологической направленности;
- увеличение количества школ, в которых организовано раннее обучение информатике (в 11 ОУ изучение информатики организовано в начальной школе, в 8 ОУ – с 5 класса; в 8 ОУ - с 7-8 класса);
- рост числа учащихся, изучающих предметы национально-регионального компонента, на 4,1 % (на протяжении двух лет стабильными остаются показатели изучения коми языка как государственного: 31,0% в 2007 г., 30,0% в 2006 г.);
- программами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях охвачено около 60,0% учащихся;
- получила развитие опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений по предпрофильной подготовке и профильному обучению. В рамках деятельности муниципальных экспериментальных площадок в 2006, 2007 году осуществлен переход на Базисный учебный план 2004 года 13 образовательными учреждениями (41,0%). Важным направлением экспериментальной работы явилось участие ОУ города в эксперименте по введению ЕГЭ. В 2006, 2007 г. выпускники ОУ сдавали ЕГЭ по 8 и 10 предметам соответственно. Средний балл составил в 2006г. 3,6 балла; в 2007г. – 3,7, что выше республиканского показателя на 0,2 балла.
В 2007 г. 347 (15,6%, по республике 9,91%) выпускников 9 классов участвовали в апробации государственной (итоговой) аттестации, проводимой Муниципальной экзаменационной комиссией, по 4 предметам. Управлением образования была проведена большая организационная работа, разработан полный пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение новой формы государственной (итоговой) аттестации 9-классников. Средний балл по результатам государственной аттестации составил 4,05 балла, по РК - 4,01. Продолжена работа по введению новых форм спортивно-оздоровительной работы в ОУ. В 2006, 2007 гг. в 9 ОУ была введена реализация здоровьесберегающих программ, рост охвата учащихся данными программами составил 18,8%. В целом по здоровьесберегающим программам работает 26 ОУ города, на базе школ ребята имели возможность заниматься в 214 спортивных секциях. Развитие получило привлечение детей к спортивно-оздоровительной деятельности. В 2006, 2007 гг. возросло число учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, на 14,2%, или на 3,0 тыс. человек. Продолжена работа по организации качественного питания учащихся. За счет средств бюджета в 2007г. организовано питание на сумму 19,6 руб. в день 2 166 учащихся (11,3 %). В целом, в 2007 году охват организованным питанием обучающихся составил 15426 учащихся, или 79,9% от общего количества учащихся по городу (в 2006 году - 78,4%). Большое внимание в аспекте оздоровления уделялось организации отдыха и занятости детей и подростков города в летнее время. В 2006, 2007 гг. были организованы 49 и 63 (соответственно) лагерей труда и отдыха, трудовых объединений, отрядов Мэра. Лагерей с дневным пребыванием в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 30. В 2006 г. 86,7% учащихся, а в 2007 г. 88,0% были охвачены различными формами круглогодичного оздоровления, труда и отдыха. Для организации содержательного отдыха организована разработка и реализация программ летних образовательно-оздоровительных лагерей, организована деятельность около 6,0 тыс. подростков в трудовых бригадах на предприятиях ЖКХ, около 7,0 тыс. подростков работали в трудовых объединениях на базе школ, введена новая форма организации отдыха и труда подростков — отряды Мэра. Организована материальная поддержка труда подростков ГУ «Центр занятости г. Сыктывкара». По итогам работы делегация МОУ «СОШ № 15» стала лауреатом республиканского слета ЛТО и трудовых объединений. Большая работа проведена по информатизации образовательной системы города. В рамках национального проекта обеспечено широкополосное подключение к сети Интернет всех общеобразовательных учреждений города, осуществлена доставка 63 автоматизированных рабочих мест на сумму около 2,0 млн. рублей. Из муниципального бюджета осуществлена поставка 37 комплектов мультимедийного оборудования во все общеобразовательные учреждения и подключение к сети «Руннет» на общую сумму около 3,0 млн. рублей. В 2007г. одним из источников укрепления компьютерной базы образовательного учреждения явился президентский грант, который получили общеобразовательные школы - победители конкурсного отбора в рамках ПНПО. Шестью образовательными учреждениями из восьми приобретено 56 компьютеров, 6 интерактивных досок, дополнительное программное обеспечение. В образовательных учреждениях создана необходимая техническая основа внедрения современных ИК-технологий: каждая вторая столичная школа имеет два компьютерных класса, компьютерами оснащены 105 учебных кабинетов; 34 компьютера установлены в школьных библиотеках. Продолжено обучение педагогов использованию ИКТ в образовательном процессе. В 2007 г. по программам освоения ИКТ обучено 291 человек (12,0%). В целом за 3,5 года обучение прошли 687 педагогов, что составляет 28,0% от общего количества. Для 2006, 2007 годов характерно активное внедрение в воспитательный процесс образовательных учреждений города проектной деятельности. По отдельным направлениям воспитательной деятельности ОУ реализовывалось 64 проекта и комплексных целевых программ, из них по направлениям: - гражданско-патриотическое - 8;
- здоровьесбережение - 20;
- профилактика правонарушений - 9;
- развитие ученического самоуправления - 5;
По комплексным программам воспитания работали 15 ОУ, что составило 42,0% от общего количества. Данные показатели за два года возросли практически в 1,5 раза. 822 (2006 г.) и 815 (2007 г.) педагогов столичных школ получали денежное вознаграждение за выполнение функций классных руководителей в сумме 19,9 млн. рублей в рамках ПНПО. Около 18,0 млн. рублей было выделено из муниципального бюджета города на стимулирование деятельности классных руководителей. Все это способствовало росту результативности воспитательной работы. Повысился показатель участия детей в городских воспитательных мероприятиях. В 2006, 2007 г.г. было организовано и проведено около 300 мероприятий, охват учащихся дынными мероприятиями составил более 20,0 тыс. человек. В образовательных учреждениях города продолжили деятельность 22 школьных детских общественных объединения, которые входят в состав Сыктывкарской городской детской общественной организации «Смена». Проводилась системная работа по профилактике правонарушений среди учащихся. Особое внимание уделялось организации каникулярного времени. Результатом целенаправленной воспитательной работы явилось снижение уровня правонарушений и преступлений среди учащихся. По данным прокуратуры г.Сыктывкара количество преступлений учащихся в 2007 г. уменьшилось на 39,2 % в сравнении с 2006 г., на 12,0% снизилось количество правонарушений среди учащихся. Развитие получила государственно-общественная система управления отраслью. На уровне Управления образования работают Коллегия, Совет директоров ОУ, экспертный совет; созданы новые структуры: Экономический совет, Комиссия по охране прав детей, Комиссия по профилактике преступлений, правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних, Совет заместителей директоров по ВР, Совет по информатизации. Развитие получила материально-техническая база образовательных учреждений. Проведены ремонтные работы на сумму более 70,0 млн. рублей, на обустройство спортивных площадок выделено 18,4 млн. рублей. Осуществлена поставка 11 учебных кабинетов в ОУ в рамках ПНПО. Систематически проводилась работа по укреплению МТБ безопасности ОУ. В 2006, 2007 гг. на проведение противопожарных мероприятий выделено около 14,5 млн. рублей. В 2007 г. все муниципальные образовательные учреждения города оснащены новыми системами АПС. Ежегодно возрастает доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования отрасли. В 2007г. она составила 6,7% от общего объема финансирования отрасли. Прирост составил 0,7 % по сравнению с 2006 г. Большая работа проведена по переводу ОУ на новую отраслевую систему оплаты труда. Все плановые мероприятия 2007 г. реализованы в полном объеме. Большое внимание было уделено реализации программных мероприятий в рамках муниципальной программы «Реализация ПНПО на муниципальном уровне». За два года поддержку на уровне города получили 26 ОУ и 50 педагогов, из них 12 – педагоги учреждений дополнительного образования. Общий премиальный фонд составил 2,3 млн. рублей. Проведены общегородские конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года»; «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям». За два года участниками конкурсов стали 70 педагогов.
По направлению поощрения талантливой способной молодежи в 2006, 2007 годах стипендии главы администрации получали 214 учащихся школ и воспитанников учреждений дополнительного образования. Проведен конкурс на грант главы администрации среди учащихся, достигших особых успехов в познавательной, общественно-полезной деятельности, художественном творчестве и любительском спорте. В конкурсе приняли участие 59 школьников, 23 ученика стали его призерами и получили грант в размере 5,0 тыс. рублей. Успешным явилось участие образовательных учреждений и педагогов города в конкурсных отборах в рамках ПНПО. За два года 8 общеобразовательных учреждений и 44 педагога (из 154 по республике) стали обладателями президентского гранта; два ОУ стали победителями республиканского этапа всероссийского конкурса «Лучшие школы»; 2 ОУ – победителями и призерами Республиканского конкурса «Организация сетевого взаимодействия в муниципальной образовательной системе»; 2 УДОД – победителями Республиканского конкурса учреждений дополнительного образования. Проводимая управлением образования и образовательными учреждениями деятельность обеспечила положительную динамику основных показателей качества образования: уровень обученности составил 99,5% в 2006 г., 99,6 % - в 2007г.; качество знаний - 44,5% и 44,6 % соответственно. Выпускники столичных школ являются конкурентоспособными, ежегодно более 80,0% продолжают обучение не только в республиканских, но и ведущих Вузах России, большая часть на бюджетной основе. Хороших показателей достиг уровень участия в республиканских, общероссийских и международных конкурсах и олимпиадах (в 2007 г. завоевано 90 призовых мест).
- Дошкольное образование
Система дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России твердых социальных гарантий возможности устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Одним из приоритетных направлений развития муниципальной дошкольной образовательной системы в г.Сыктывкаре в отчетном периоде явилось обеспечение государственных гарантий доступности, равных возможностей получения дошкольного образования и повышение его качества. По итогам года система дошкольного образования МО ГО «Сыктывкар» была предоставлена 62 образовательными учреждениями 3-х типов: - 59 дошкольных образовательных учреждений различных видов (общеразвивающего вида, компенсирующего вида, детские сады присмотра и оздоровления «Центры развития ребенка»);
- 2 образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Начальная школа – детский сад и Прогимназия);
- 1 Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад).
Итоги работы управления дошкольного образования:
1. По данным статистической отчетности на 01.01.2008г. охват детей услугами дошкольного образования составил 83,0% от общего количества детей дошкольного возраста (2006г. – 81,0%), российский показатель – 63,0%. При этом, на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в среднем приходилось 137 детей. 2. В области специального образования для детей с ограниченными возможностями сохранена сеть специализированных образовательных учреждений. На 01.01.2008г. доля образовательных учреждений «специализированного вида» от общего числа образовательных учреждений составила 15,0 % (9 образовательных учреждений). Число детей дошкольного возраста, посещающих данные учреждения, составило 6,0% (700 детей) от общего числа дошкольников, охваченных дошкольным образованием в городе. 3. Администрацией МО ГО «Сыктывкар» утвержден комплексный план мероприятий, направленный на сокращение дефицита мест в ДОУ на период с 2007 по 2009 годы. В рамках реализации плана данная проблема решалась частично за счет использования внутренних резервов системы образования. Так в 2006-2007 учебном году за счет перепрофилирования функциональных кабинетов, оптимизации действующей сети дополнительно открыто 12 групп на 240 мест (это равнозначно мощности одного детского сада). В 2007 году активно внедрялась в практику работы ДОУ работа группы кратковременного пребывания детей. На конец года на базе 6 образовательных учреждений группы кратковременного пребывания посещали 60 детей раннего возраста. 4. Кроме того, с 2006 года администрацией МО ГО «Сыктывкар» принимаются меры по возврату зданий, ранее перепрофилированных, в сеть дошкольного образования. Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» в 2007 году создано Муниципальное дошкольное образовательное учреждение на базе переданного здания. Проектная мощность учреждения рассчитана на 110 мест. 5. Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. В МДОУ размер родительской платы приведен в соответствие с ограничивающими его требованиями законодательства и остается неизменным в течение трех последних лет (от 16,0 до 18,0% от фактических затрат на содержание ребенка). В суммарном выражении размер родительской платы зависит от вида учреждения и его категории: - в детском саду III категории размер родительской платы составляет 800 руб. в месяц;
- в детском саду общеразвивающего вида (II категории) – 1000 руб. в месяц;
- в Центрах развития – детский сад I категории – 1050 руб. в месяц.
Разработан порядок освобождения от родительской платы родителей (законных представителей): - на 50,0% - родители (законные представители), имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей, имеющих статус многодетной семьи (по муниципальному образованию – 292);
- на 100,0% - родители (законные представители), имеющие детей с проблемами в развитии: с нарушениями речи, опорно–двигательного аппарата, с бронхо-легочной патологией, тубинфицированные дети, с нарушениями зрения (по муниципальному образованию – 659).
6. На муниципальном уровне предприняты определенные меры в части установления права граждан на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в МДОУ, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Учитывая то, что выплата компенсации призвана увеличить рождаемость и улучшить демографическую ситуацию, при определении компенсации должна учитываться очередность рождения ребенка в семье. 7. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 22.10.2007 №241 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования РК» в МДОУ введена с 01.01.2008 года отраслевая система оплаты труда. Основная цель - усиление заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных учреждений образования в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг и роста квалификации специалистов. 8. Дошкольные образовательные учреждения активно участвовали в реализации мероприятий целевой муниципальной программы «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на муниципальном уровне (2007-2008г)». 9. Возросли фактические расходы на содержание дошкольных образовательных учреждений: - на ремонт и содержание зданий – 14,3 млн. руб.;
- на приобретение мебели – 5,3 млн. руб.;
- на медицинские осмотры – 1,7 млн. руб.
За последние 3 года удалось значительно улучшить материально-техническую базу дошкольных образовательных учреждений: - на текущий ремонт зданий и сооружений за 3 года выделено 30,3 млн. руб.;
- на противопожарную безопасность - 3,9 млн. руб.;
- приобретено технологического оборудования на сумму 5,9 млн. руб.
Все это позволило обновить в дошкольных образовательных учреждениях мебель на 30,0%, технологическое оборудование - на 5,0%.
Проблемы: 1. Показатель очередности в дошкольные образовательные учреждения составил 4070 детей, из них не достигшие возраста до полутора лет - 1165 детей. Ежегодно в детские сады направляется от 1700 – 1900 детей (46,7% от потребности). 2. Несмотря на предпринимаемые меры, решение проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также сокращение сроков предоставления места в дошкольном образовательном учреждении (до месяца со дня обращения родителей) до 2010 года невозможно без строительства и ввода новых дошкольных образовательных учреждений. 3. Новая система оплаты труда не привела к существенному увеличению размера заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений. 4. Необходимо принятие мер по капитальному ремонту в 40 действующих детских садах; необходимы оборудование, мебель, мягкий инвентарь. |