Информируем Вас о том, что с 11 марта 2013 года данная версия сайта является архивной и её обновление прекращается. Новым адресом официального сайта администрации МО ГО "Сыктывкар" является сыктывкар.рф
?? ??????? ????? ????? ???????? ??????

Портал государственных услуг


Общественная палата РК

СЫКТЫВКАР — КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КОМИ АССР (1946—1979 ГОДЫ).Литература и искусство

Версия для печати Отправить на e-mail

31.05

2008

В послевоенный период коми литература получила своё дальнейшее развитие. Она обогатилась новыми произведениями, в которых показывались величие подвига советского человека в суровые годы войны и в послевоенном строительстве, дружба народов, становление нового человека. В литературной жизни республики Сыктывкару принадлежит решающая роль. Здесь живут и работают почти все ведущие писатели и поэты республики. Плодотворно работал один из ведущих коми писателей В.В. Юхнин (1906—1961), в творчестве которого видное место занимает роман "Огни тундры" (1949—1952), первое крупное произведение о рабочем классе, о дружбе народов нашей страны. Роман повествует о самоотверженной борьбе советских людей за освоение богатств Севера. Возрастал интерес коми писателей к истории. Романы Я.М. Рочева (1909—1977) "Два друга" (1951), "Ижма волнуется" (1959), "Обновление земли" (1967), связанные между собой сюжетом, хронологически и основными образами, показывают важнейшие исторические события первых десятилетий XX века, революционные события 1917 года, гражданскую войну. Действие в романах развёртывается в суровом таёжном краю, на Ижме. На основе глубокого документального изучения прошлого, бесед с очевидцами событий Г.А. Федоров создаёт роман "Когда наступает рассвет" (1962). Через судьбу главной героини, легендарной разведчицы Домны Каликовой, писатель раскрывает пути коми крестьянства в революцию. Произведение было опубликовано в "Роман-газете" и стало достоянием широкого круга читателей. Тематике сельской жизни посвящены книги И.В. Изъюрова "Когда цветет черемуха" (1957), "Жизнь молодая" (1962), В них он повествует о дружбе и товариществе, о духовном величии трудового подвига советского человека. Если историко-революционная тема связана с именами писателей старшего поколения (В.В. Юхнин, Я.М. Рочев, Г.А. Фёдоров), то разработка современной тематики, стремление понять и объяснить историческую и духовную преемственность поколений советского общества принадлежит прозаикам среднего поколения — И.Г. Торопову, П.Ф. Шахову, Г.А. Юшкову. Как самобытный писатель вошёл в советскую многонациональную литературу И.Г. Торопов. В цикле рассказов и повестей о Фёдоре Мелехине, изданных в Сыктывкаре и Москве отдельными книгами "Где ты, город?" (1972), "Ну, залётные..." (1974), он показывает историю жизни и труда целого поколения людей в военные и послевоенные годы. Вопросы нравственного воспитания и самовоспитания поставлены в романе "Коль родился человеком" (1975). Сложный процесс формирования личности показывается в книге "Вам жить дальше" (1977). Гуманистические начала в отношении человека к природе определены в книге "Земля зовется пармой" (1978). Широко известно имя Г.А. Юшкова, автора повестей, рассказов, пьес, поэтической лирики. Его повесть "Женщина из села Вилядь". а также рассказы "Месяц в городе" и "Конö Семö" получили заслуженное признание. В последнем он показывает образ коммуниста Конö Семö. О людях, подобных ему, их нравственной чистоте писатель говорит как об "опоре жизни". Так называются коми деревне самых уважаемых, надежных людей. Эта же тема раскрывается и в повести "Живая душа". Тематика сельской жизни проходит и в сборниках стихов Г. Юшкова "Первый разговор" (1959), "Звуки жизни" (1962), "Всходы сердца" (1967), а также в его пьесах "Седьмой председатель" (1958), "Макар Васька — сельский парень" (1960), "Бывают же такие" (1969), "Кто тогда остался жив" (1975) и др. Произведения Г. Юшкова отличаются высокой гражданственностью, постановкой важных вопросов современности. Стремление раскрыть внутренний мир современника, показать его нравственные силы, его умение радоваться жизни отличают и книгу П.Ф. Шахова "Зачем живём, зачем нужны", вышедшую в 1978 году в Москве в издательстве "Современник". Знатоком детской психологии, наблюдательным автором, писавшим о детях и для детой, был В.А. Ширяев (1926—1978). Набирает силу и творчество молодых прозаиков Н. Куратовой и Е. Рочева. В произведениях поэтов Д.В. Конюхова, С.А. Попова, Ф.В. Щербакова в послевоенные годы главным героем был воин-фронтовик, приступивший к мирному труду, преобразующий суровую природу Севера. Значительный вклад в развитие коми поэзии внёс С.А. Попов, который славит в своих произведениях созидательную деятельность и дружбу народов СССР, борьбу за мир, показывает героизм и величие духа советских людей в годы Великой Отечественной войны. Издан целый ряд его поэтических сборников, в том числе "Я славлю мир" (1951), "Стихи о дружбе" (1955), "Северные звёзды" (1958). "Под голубым небом" (1960), "Любовь" (1970), "Вечный огонь" (1974). С.А. Попов плодотворно работает и в жанре поэмы ("Без вести пропавший" (1958), "Машук" (1960). Ф.В. Щербаков (1914—1978) известен как поэт-песенник, воспевавший мирный день под родными небесами, красоту человеческого труда. Издано несколько его поэтических сборников, в том числе "Моя отчизна" (1955), "Поёет тайга" (1966) и "Годы, расскажите о себе" (1977). Тематическим разнообразием и неизменной любовью к родному краю, белоснежной республике Коми, юношеской бодростью и оптимизмом отличается творчество плодотворно работающего поэта-лирика А.Е. Ванеева. Первый сборник стихов "Я родился на Севере" вышел в 1960 году. За этим последовали сборники "Сосны под солнцем" (1966), "Зеленеют берёзы" (1972). "Снежная республика моя" (1977). В издательстве "Современник" и "Советский писатель" были изданы его сборники "Голубая тайга" (1972) и "Надпись на снегу" (1975). Многие его поэтические произведения были переведены на русский язык и языки других народов СССР. Темы дружбы народов, Родины, партии, современной жизни коми деревни поднимаются в произведениях В.А. Попова, автора целого ряда поэтических сборников — "Весеннее эхо" (1960), "Снова встретились" (1964), "Когда на Севере весна" (1967), "Избранные стихотворения, поэма, переводы" (1979). Широко известен своими стихами для детей поэт П. Образцов. Им выпущены более 20 детских книжек, сборники "В краю родном" (1960), "Стихи для детей" (1980) и др. В коми драматургии после Великой Отечественной войны большое место занимала вечно живая тема революции и гражданской войны. Герои пьес И. Пыстина "Грозовые годы" (1949), И. Потолицына "Изваильская крепость" (1957) и "Это было в Сыктывкаре" (1965), боровшиеся за народное счастье, своим примером вдохновляли читателей и зрителей па трудовые подвиги в строительстве новой жизни. Яркой творческой удачей была пьеса Н. Дьяконова "Свадьба с приданым", удостоенная в 1951 году Государственной премии СССР, переведённая на ряд языков народов СССР и стран народной демократии. Она шла на сценах многих театров страны. Широкую известность получили пьесы В. Леканова "Сельские вечера" (1954), "Клин клином" (1958), "Эхо" (1975), а также пьеса А. Ларева "Свидания у черёмухи" (1959). Плодотворная работа С.А. Попова. И.Г. Торопова. Г.А. Федорова и Г.А. Юшкова отмечена Государственными премиями Коми АССР имени И.А. Куратова, а А.Е. Ванееву и В.А. Попову присвоено звание лауреатов премии Коми комсомола. Лучшие произведения коми писателей, переведённые более чем на двадцать языков народов СССР и зарубежных стран, всё больше становятся достоянием широкого круга читателей. Это является свидетельством процесса сближения и взаимообогащения национальных культур, что содействует и укреплению единства советского народа. В конце 1979 года в Сыктывкаре проходило выездное заседание Совета по литературам автономных республик и областей Союза писателей РСФСР, которое обсуждало вопрос о качестве художественного перевода с угро-финских языков на русский. Послевоенный период ознаменовался дальнейшим ростом театрального искусства. Главное место в репертуаре Коми республиканского драматического театра занимали пьесы, отображающие созидательную деятельность советского народа, его боевые и трудовые подвиги. В разные годы были поставлены спектакли по пьесам Л. Леонова, Н. Погодина, А. Корнейчука, К. Тренева, Ф. Гладкова, В. Вишневского и других советских драматургов, в том числе и коми авторов: "В предгорьях Тимана" Г. Федорова, "Свадьба с приданым" Н. Дьяконова, "Грозовые годы" И. Пыстина. Позже национальный репертуар пополнился пьесами В. Леканова, А. Ларева, Г. Юшкова, Н. Белых. Драматический театр проделал большую работу по созданию спектаклей, раскрывающих образ В.И. Ленина. Первым из коми актеров роль Ильича сыграл П.А. Мысов в спектаклях "Человек с ружьём", "Ленин в 1918 году" и "Кремлёвские куранты". Актёр через всю жизнь пронёс беззаветную преданность театру. Незабываемы в исполнении П.А. Мысова образы Городничего ("Ревизор"), Сатина ("На дне"), Отелло ("Отелло"), адмирала Макарова ("Порт-Артур") и другие. Он был не только замечательным актером, но и одарённым режиссёром, поставившим на сцене театра десятки советских и классических пьес. За выдающиеся заслуги в области развития театрального искусства П.А. Мысову были присвоены почётные звания народного артиста Коми АССР и заслуженного артиста РСФСР. В 1959 году в постановке "Третья патетическая" роль В.И. Ленина исполнял последователь и ученик П.А. Мысова, талантливый актер И.И. Аврамов. Затем началась работа над ролью Ленина в пьесе А. Штейна "Между ливнями", а через три года в пьесе Д. Зорина "Вечный источник". Продолжением и дальнейшим развитием Ленинианы явилась постановка пьесы И. Рачады "Есть такая партия!" Во всех этих спектаклях И.И. Аврамов с большой правдивостью воссоздает образ вождя. Главному режиссёру республиканского драматического театра И.И. Аврамову, сыгравшему более 200 ролей и поставившему свыше 50 спектаклей, было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1976 году — народного артиста СССР. Опытными мастерами сцены являются лауреаты Государственной премии Коми АССР: народная артистка РСФСР и Коми АССР Г.П. Сидорова, заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Коми АССР Ю.И. Трошева и И.Н. Кривошеин. Широкой известностью пользуются народные артисты Коми АССР М.А. Красильников, Г.П. Лыткина. Н.Н. Турубанов и другие. Настоящим экзаменом на зрелость явился творческий отчёт коллектива драматического театра в Москве в 1979 году в связи с его 50-летием. В 1958 году оперой П.И. Чайковского "Евгений Онегин" открылся музыкальный театр в Сыктывкаре. Это был крупный шаг в культурном развитии республики. Создавались новые возможности приобщения трудящихся к миру прекрасного, их эстетического воспитания. На сцене театра были поставлены балеты "Лебединое озеро" П.И. Чайковского, "Дон-Кихот" Л. Минкуса, "Эсмеральда" Ц. Пуни, "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, "Жизель" А. Адана, оперы "Травиата" Д. Верди, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, "Русалка" А. Даргомыжского, оперетты "Фиалка Монмартра" И. Кальмана, "Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского и другие. У музыкального театра появляется свой национальный репертуар: в 1960 году опера Г.Н. Дехтярова "Гроза над Усть-Куломом" о восстании коми крестьян против гнёта местных богачей и царских прислужников, в 1967 году — опера Б.И. Архимандритова "Домна Каликова"; па сцене театра прошли опера Я. Перепелицы "На Илыче" и оперетта "Песни к звёздам". В 1961 году был поставлен первый национальный коми балет "Яг-Морт" (музыка Я. Перепелицы, либретто Г. Тренева). Балет с успехом был показан на Всесоюзном смотре спектаклей, посвященном XXII съезду КПСС, а в марте 1962 года - на сцене Кремлёвского театра в Москве и по центральному телевидению. Во время гастролей театра "Яг-Морт" был показан более чем в 30 городах Российской Федерации. В январе 1969 года премьерой балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" было открыто новое здание республиканского музыкального театра с концертным залом на 800 мест. Значительный вклад в развитие театрального музыкального искусства внесли заслуженные деятели искусств Коми АССР В.Н. Каплун-Владимирский и И.П. Бобракова. Большой популярностью в республике пользуются заслуженная артистка РСФСР и Коми АССР О. Коханчук, народные артисты Коми АССР И. Чуистова, И.Кочетков, Л. Ильчуков. Развитию национальной музыкальной культуры, пропаганде песенного творчества коми народа, советской и классической музыки посвящена деятельность концертно-эстрадного бюро, реорганизованного в марте 1956 года в Коми государственную филармонию. Ведущим коллективом филармонии является Коми государственный ансамбль песни и танца. В 1967 году, участвуя во Всесоюзном смотре художественных профессиональных коллективов в честь 50-летия Октября, ансамбль получил звание лауреата и диплом второй степени, а в 1970 году на Всесоюзном смотре в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина стал лауреатом и дипломантом первой степени. Большим успехом пользовались гастроли ансамбля в 1972 году в Венгрии. В 1975 году в болгарском городе Бургасе на международном фестивале фольклора, проходившем под девизом "С песней и танцем — за мир и дружбу между народами", посвящённом 30-летию Победы над гитлеровской Германией и XI съезду Болгарской Коммунистической партии, Государственному ансамблю песни и танца Коми АССР была вручена высшая награда — Золотой приз и диплом первой степени. В 1979 году ансамбль под назанием «Асъя кыа» ("Утренняя заря") участвовал на фестивале народов Севера в Финляндии и Швеции, а также в рамках месячника чехословацко-советской дружбы в Чехословацкой Социалистической Республике. Зрители этих стран очень тепло принимали его концерты, отмечая яркость и самобытность исполнения. Более благоприятные условия для пропаганды советской и зарубежной музыки создались с открытием в 1976 году нового концертного зала республиканской филармонии. Немало делают творческие коллективы города по дальнейшему улучшению культурного обслуживания жителей села и развитию художественной самодеятельности. Коллектив драматического театра шефствовал над народными театрами Корткеросского и Объячевского Домов культуры, актеры музыкального театра оказывали помощь Печорскому району. Ансамбль песни и танца Коми АССР содействовал творческому росту Ижемского народного ансамбля. Коллективы драматического и музыкального театров, филармонии ежегодно выезжают на гастроли в районы республики и за её пределы. В то же время стали уже привычными для сыктывкарцев гастроли театров и музыкальных коллективов других областей и республик страны. Значительным событием в культурной жизни республики пи Сыктывкара явилась организация в декабре 1978 года Союза композиторов Коми АССР. Большой вклад в создание музыки различных жанров внесли композиторы М. Герцман, В. Мастеница, Я. Перепелица, П. Чисталев. С каждым годом росло значение Сыктывкара и как центра изобразительного искусства республики. В послевоенный период тематика произведений стала более разнообразной, возникли новые жанры. Художники Коми АССР изображают в своих работах героику социалистических преобразований, людей труда, неповторимую красоту Севера. В 1949 году было создано товарищество художников. Ежегодно стали устраиваться выставки в Сыктывкаре. В 1953 году на выставке были представлены уже все виды изобразительного искусства. Более тесными и регулярными становятся контакты сыктывкарских художников с мастерами живописи центра и соседних северных областей, всё больше коми художников участвует на крупных художественных выставках. С 1964 года лучшие работы художников демонстрируются на зональных выставках. Летом 1979 года зональная выставка "Советский Север-5" состоялась в Сыктывкаре. В течение четырёх недель здесь экспонировались работы мастеров изобразительного искусства ряда областей и республик Северо-Запада страны, в том числе и Коми АССР. Многие художники начинали свой творческий путь под руководством заслуженного художника РСФСР В.В. Полякова (1905—1974). Он был ведущим художником книжной графики. Им оформлены сотни книг, ряд юбилейных изданий Коми книжного издательства. В.В. Поляков широко известен в республике серией графических работ "Новый Север", рисунками о Сыктывкаре. Художник является автором герба Сыктывкара (утверждённого в 1978 году). Далеко за пределами республики знают работы заслуженного художника РСФСР С.А. Торлопова. Главной темой его творчества является тема преобразованного Севера. В своих картинах он создаёт образ первопроходца, человека — покорителя, изыскателя богатств. И хотя в них люди редко показываются на переднем плане, но всегда чувствуется их присутствие, их восхищение суровой красотой и могуществом природы, их смелость и уверенность в преодолении стихии. О расцвете дарования художника свидетельствуют картины "Арктическое лето", "Посёлок буровиков", "На дальних островах". Интересны его картины из вьетнамской серии. Работы С.А. Торлопова демонстрировались в Чехословакии, Румынии, Польше, Монголии, Финляндии, Вьетнаме, Болгарии. Разноплановым живописцем является Р.Н. Ермолин, творческий путь которого начался с тематической картины "Над Вычегдой", экспонировавшейся на Всесоюзной художественной выставке 1961 года. Во всех работах художника ведущей является тема труда и жизни советских людей, работающих в тяжёлых условиях Севера. В результате многократных поездок художника в Усть-Цилемскпй район появляется целая серия работ, посвящённых Печоре. В картине "Серебро Печоры" Р.Н. Ермолин очень тонко передаёт то общее, что объединяет бригаду рыбаков, — это гордость за свой труд. Кисти Р.Н. Ермолина принадлежит и много портретов передовиков производства, деятелей науки и культуры. В числе его лучших произведений картины, посвящённые военной теме: "Возвращение. Ленинград. 1943 год", "22 июня 1941 года", "Письмо с фронта". В 1974 году Р.Н. Ермолину было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Многие его картины демонстрировались на выставках ряда социалистических стран (Болгарии, ГДР, Польши, Румынии, Монголии. Чехословакии ). Высокохудожественные произведения, показывающие трудовые будни покорителей Севера, большие перемены в жизни республики, создают заслуженные деятели искусств Коми АССР А.Н. Безумов ("Улица в Усть-Куломе", "Разлив на Вычегде"), С.А. Добряков ("На земле предков", "Праздничные"), Н.А. Лемзаков ("Весенний пейзаж"), П.И. Семячков ("Лесорубы", "Рыбаки на Печоре"). Интересное, выразительное полотно "Лето в тундре. Пастухи" создал А.В. Кочев. Собирательным образом северной природы, которая подчинилась преобразующей силе человека, являются пейзажи В.И. Краева ("Весенние поля", "Лес", "На заливных лугах" и т.д.). Много работают в жанре натюрморта Е.Ф. Ермолина. А.А. и В.М. Куликовы, показывая своеобразие народного быта, богатства северной земли. Наряду с живописью, развивается и книжно-журнальная графика. В этой области успешно работают М.П. Безносов, А.В. Мошев, В.И. Краев. В.М. Пунегов. В.Б. Осипов и ряд других художников. В начале 50-х годов на республиканских выставках появились первые скульптурные произведения Ю.Г. Борисова (1928—1977) и В.Н. Мамченко. Ими были выполнены в содружестве несколько монументальных работ, украсивших улицы Сыктывкара, а также "Портрет Героя Советского Союза Н.В. Оплсснина". Ю.Г. Борисов известен работами "Коми охотник", "Каменщица", "Зарни ань" ("Золотая мать"). Одним из ведущих скульпторов республики является заслуженный деятель искусств Коми АССР В.И. Мамченко. Он является автором целого ряда портретов представителей рабочего класса и творческой интеллигенции. Много сил отдаёт работе над образом В.И. Ленина. Им созданы скульптурная композиция для республиканской библиотеки имени В.И. Ленина, несколько памятников вождю для сел Айкнно, Уеть-Цильма, посёлка Жешарт, В.Н. Мамченко — автор памятника первому коми поэту И.А. Куратову. К коми национальной тематике обращено и творчество В.А. Рохина. В 1961 году на XIV республиканской художественной выставке в Сыктывкаре была показана скульптура в дереве "Коми девушка", в том же году эта работа экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Им создана скульптура героини гражданской войны Домны Каликовой. В творчестве В.А. Рохина большое место занимает портретный жанр. Плодотворной работе сыктывкарских художников способствовало укрепление материальной базы Коми отделения художественного фонда РСФСР. Для него построены специальное здание и прекрасные помещения для мастерских. Таким образом, в 19710—1979 годах литература и искусство в Сыктывкаре получили дальнейшее развитие, возросла их роль в нравственном и художественном воспитании трудящихся. В городе сформировался большой отряд художественно-творческой интеллигенции. Лучшие произведения коми писателей, художников и композиторов вошли в сокровищницу советской многонациональной культуры.

 

Сыктывкар глазами детей


 
 
 
© 2021, Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар»
   ????? ?????   
при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна