Информируем Вас о том, что с 11 марта 2013 года данная версия сайта является архивной и её обновление прекращается. Новым адресом официального сайта администрации МО ГО "Сыктывкар" является сыктывкар.рф
?? ??????? ????? ????? ???????? ??????

Портал государственных услуг


Общественная палата РК

СЫКТЫВКАР — КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КОМИ АССР (1946—1979 ГОДЫ). Народное образование и наука

Версия для печати Отправить на e-mail

31.05

2008

В законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1940—1950 годы была поставлена задача возвратиться к прерванному войной завершению всеобщего семилетнего образования в деревне и начать осуществление среднего образования в городе. На партийных конференциях, пленумах горкома партии, на сессиях Сыктывкарского горсовета постоянно обсуждались вопросы, касающиеся осуществления закона о всеобщем семилетнем обучении, обеспечения школы учительскими кадрами, улучшения учебно-материальной базы, повышения качества обучения и воспитания. В городе ощущался острый недостаток школьных помещений, что объяснялось высокой рождаемостью в довоенные годы и недостаточным ростом сети школ в годы войны. Из 18 школ 13 занимались в две. а три школы — даже в три смены. Многие школьные здания обветшали и нуждались в капитальном ремонте; не хватало мебели, учебных пособий, школьных принадлежностей. Не все школы были полностью укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами. Благодаря огромной заботе партии и правительства о развитии народного образования положение дел с каждым годом улучшалось. Увеличились объёмы капитальных вложений в школьное строительство. Школы оснащались новейшим оборудованием, пополнялись книжные фонды их библиотек. За счёт фонда всеобуча оказывалась помощь нуждающимся учащимся. К 1958/59 учебному году число школ в Сыктывкаре увеличилось почти вдвое. Намного больше стало преподавателей с высшим образованием. Повысилась роль коммунистов в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школах. Большое значение в школьном строительстве имели решения XX съезда партии, в которых была подчёркнута необходимость развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, тесно связывать его с общественно полезным трудом, воспитывать у подрастающего поколения коммунистическое отношение к труду. В школах согласно новым учебным программам и планам были введены уроки труда в начальных классах, занятия в учебных мастерских в V—VII классах, практикумы по машиноведению и электротехнике в VIII—X классах, создавались мастерские и кабинеты машиноведения. Однако всё более усложняющиеся практические задачи коммунистического строительства требовали коренной перестройки системы народного просвещения, дели и пути которой были изложены в законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятом Верховным Советом СССР в декабре 1958 года. Главной задачей советской школы являлись подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодёжи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества. В городе, как и по всей стране, было введено обязательное восьмилетнее образование. К 1961/62 учебному году все семилетние школы были преобразованы в восьмилетние. Расширилась школьная сеть. Только за первые пять лет после принятия Закона об укреплении связи школы с жизнью в Сыктывкаре было построено десять школьных зданий на 5400 мест. школа-интернат на 360 и его жилой корпус на 300 мест, шесть учебно-производственных мастерских; за счёт пристроек увеличилась площадь ряда школ. В большинстве школ были открыты кабинеты физики, химии, биологии, математики, что давало новые возможности для улучшения учебно-воспитательной работы, повышения уровня общеобразовательной подготовки молодежи. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы" (ноябрь 1966 г.) школы Российской Федерации переходили на обучение по новым программам. Начальная школа была переведена на трёхлетний срок обучения. С 4 класса начиналось изучение систематических курсов наук, а с 7 класса были введены факультативные занятия для углубления знаний, развития интересов и способностей учащихся по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам. С 1 сентября 1968 года все первые классы сыктывкарских школ начали занятия по новым учебным планам и программам. Школа №4 была выделена как опорная школа, на базе которой работали секции по всем предметам и начальным классам. Начальные классы школ №1, 4 и 14 являлись школами передового опыта, методическими центрами учителей школ республики. После создания в 1974 году городского методического кабинета эта работа приняла более широкий размах и осуществлялась в разнообразных формах. XXIV съезд КПСС отметил, что страна значительно приблизилась к выполнению задачи всеобщего среднего образования, и предусмотрел завершение в девятой пятилетке (1971—1975 годы) перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи. В 1975/76 учебном году в Сыктывкаре 97—98 процентов выпускников восьмых классов продолжали учиться дальше в школах и других учебных заведениях. Повысилась роль воспитательной работы в школах. Педагогические коллективы перешли от проведения разрозненных мероприятий к стройной системе воспитательной работы. В школах были введены должности заместителя директора по воспитательной работе. Особое внимание уделяется воспитанию учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примере жизни и деятельности В.И. Ленина. Значительный вклад в развитие народного образования внесли Герой Социалистического Труда И.С. Маркова, заслуженный учитель школы Коми АССР и РСФСР, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.В. Сюткина, заслуженный учитель школы Коми АССР и РСФСР, Почётный гражданин города Сыктывкара Б.И. Захаров, заслуженный учитель школы Коми АССР и РСФСР Е.С. Рочева. которые не только настойчиво внедряли опыт лучших школ республики и страны, но и сами щедро делились всем новым, передовым, что появлялось в их школах. Большую работу по обучению и воспитанию учащихся проводят такие мастера педагогического дела, как заведующая отделом народного образования А.А. Елькина, Л.С. Алферьева (школа №16), делегат XXIV съезда КПСС А.В. Горская и А.И. Лыткина (школа №12), И.Ф. Бушуев. С.О. Полунин. Л.В. Ширяева (школа №1), Т.Г. Карманова (школа №7), Ю. А. Клыкова (школа №35), К.М. Кузнецова (школа №30). М.И. Никитин (школа №4). П.А. Томов (ШРМ №1), З.И. Огнева (школа №22) и другие. В учебных заведениях города проводится целенаправленная работа по подготовке молодёжи к жизни. Работают факультативы. Малая Академия, Советы по профессиональной ориентации учащихся, проводятся встречи с представителями различных профессий. Выпускники школ являются одним из растущих источников пополнения трудовых ресурсов города. Найдена более эффективная форма подготовки учащихся к сознательному выбору профессий. В городе работает межшкольный учебно-производственный комбинат, в котором в 1979/80 учебном году занимались 2,5 тысячи учащихся 9—10 классов, изучая автодело, радиоэлектронику, металло- и деревообработку, товароведение, кулинарию, черчение, машинопись, строительное и фотодело. Пройдя курс обучения, учащиеся приобретают определённую профессию. Рост населения и осуществление всеобщего среднего образования потребовали расширения школьной сети. В 1979/80 учебном году в городе насчитывалось уже 38 школ. В Сыктывкаре функционируют Дворец и два Дома пионеров, три музыкальные, художественная и хореографическая школы, пять спортивных школ, станции юных натуралистов и юных техников. В 1979/80 учебном году в городе было 6 вечерних школ для работающей молодёжи. Пять из них размещены в отдельных зданиях, новое помещение получила республиканская заочная школа. Успех вечернего образования во многом зависит от контакта школ с предприятиями. Тесные трудовые связи установились между школой рабочей молодежи №1 и трестом Сыктывкарстрой, ШРМ №2 и лесопильно-деревообрабатывающим комбинатом, ШРМ №7 и лесопромышленным комплексом. В осуществлении всеобщего среднего образования и подготовке специалистов среднего звена большое место принадлежит средним специальным учебным заведениям. В 1946/1947 учебном году в городе функционировали строительный, лесотехнический и кооперативный техникумы, три училища (школьное и дошкольное педучилища, музыкальное), фельдшерско-акушерская школа. С 1956 года готовит кадры для учреждений культуры культурно-просветительное училище. С 1960 года работает в городе Сыктывкарский техникум советской торговли. На базе Ульяновского и Сыктывкарского сельскохозяйственных и Сыктывкарского строительного техникума было открыто одно учебное заведение — Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум. В 1966 году в Эжвинском районе создан филиал Ленинградского техникума деревообрабатывающей промышленности (с 1969 года — Эжвинский целлюлозно-бумажный техникум). В 1979 году в городе начал работу технологический техникум Министерства бытового обслуживания. Почти при всех 10 средних специальных учебных заведениях открыты вечерние и заочные отделения. В 1947 году состоялся первый выпуск Сыктывкарского музыкального училища. За 1947—1978 годы его окончили свыше 1000 человек. В 1977 году музыкальное училище было преобразовано в училище искусств, в котором, кроме музыкантов, стали готовить также художников-оформителей и актёров. Основной школой подготовки квалифицированных рабочих кадров является система профессионально-технического образования. Развитие научно-технического прогресса требовало более высокой общеобразовательной подготовки молодых рабочих, знания основ физики, химии, математики в объёме средней школы. На XXIV съезде партии была поставлена задача создания широкой сети профтехучилищ со средним образованием, которые стали бы не только основной школой профессиональной подготовки и формирования молодой рабочей смены, но и одним из путей осуществления всеобщего среднего образования. Для этого созданы соответствующие условия. С каждым годом укрепляется материальная база системы профтехобразования. Во всех училищах завершён переход на кабинетную систему. Они полностью укомплектованы преподавателями, имеющими высшее образование, и мастерами производственного обучения со среднетехническим образованном. Кузницей кадров Сыктывкарского ЛПК является профессионально-техническое училище №15, открывшееся в 1965 году. За 1965—1979 годы оно выпустило около 3000 специалистов для целлюлозно-бумажной промышленности, из них более 1500 выпускников были направлены непосредственно на ЛПК. Более двух тысяч специалистов для службы быта выпустило профессионально-техническое училище №28, Учащиеся получают профессии мастера по ремонту бытовой техники, парикмахера, портнихи, часовщика, фотографа. Из 10 профтехучилищ Сыктывкара к началу 1980 года 9 были со средним образованием. Ежегодный выпуск составлял около трёх тысяч человек почти по 50 специальностям. Расширилась подготовка специалистов с высшим образованием. До 1954 года в городе работали Коми государственный педагогический и учительский институты. В связи с возросшими требованиями к подготовке преподавательских кадров в 1954 году учительский институт был закрыт, вместе с тем был расширен приём в педагогический. В 1964/05 учебном году был организован самостоятельный факультет иностранных языков. Для повышения уровня художественного воспитания будущих учителей, развития их творческих способностей и лучшей подготовки к активной общественной деятельности в 1967/68 учебном году открыт факультет общественных профессий с отделениями: изобразительного искусства, хореография, театральным, художественного слова, затейников, журналистики и др. Много было сделано и по укреплению материальной базы педагогического института, В 50-х годах построены производственные мастерские, новые теплицы, в 60—70-х годах студенты получили новый учебный корпус и общежитие на 260 мест. Качественные изменения произошли в профессорско-преподавательском составе. Если в 1946 году было всего 43 преподавателя, из них 12 докторов и кандидатов паук, то в 1979/80 учебном году работало 207 преподавателей, из них 81 с учёными степенями и званиями. Значительный вклад в подготовку дипломированных специалистов внесли А.И. Кипрушева, А.А. Попов, А.С. Сивков. В.Г. Зыкин. Много лет плодотворно работают ректор института В.И. Ахмеев, Н.П. Безносиков. А.А. Кичигин. М.И. Мягкова и другие. Большим событием в культурной жизни республики и города стало открытие в 1972 году Сыктывкарского государственного университета имени 50-летия СССР, необходимость которого была продиктована возросшими потребностями народного хозяйства и культуры Коми АССР и всего Европейского Севера в разнообразных специалистах высокой квалификации.. Большую помощь в создании материальной базы университета, в комплектовании его профессорско-преподавательскими кадрами оказали Ленинградский государственный университет, Коми филиал Академии наук СССР. Коми государственный педагогический институт и другие учебные заведения страны. На начало 1980 года на 23 кафедрах университета работали 206 преподавателей, из них половина — с учёными степенями докторов и кандидатов наук. Многие имеют солидный стаж научной и педагогической деятельности, это профессора: ректор В.Л. Витязева, Н.А. Архипов, Л.И. Иржак, А.К. Микушев, доценты Н.П. Акульшина, Т.И. Беленкина, Б.. Брач, Ю.М. Рапопорт, Э.А. Савельева и другие. Университет готовит специалистов в области планирования промышленности, финансов и кредита, бухгалтерского учёта, преподавателей химии, биологии, физики, математики, истории, литературы и языка. В университете занимаются 2,5 тысячи юношей и девушек 16 национальностей. В 1977 году состоялся первый выпуск специалистов — 330 человек. Важной формой повышения квалификации и общеобразовательного уровня работающей молодёжи является вечернее и заочное высшее образование. Дальнейшее развитие лесной промышленности в республике, оснащение её современными машинами требовало квалифицированных кадров, В 1952 году был создан Сыктывкарский учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного лесотехнического института, преобразованный в 1959 году в заочный филиал этого учебного заведения. В 1964 году институт был объединен с Ленинградской лесотехнической академией. Так возник Сыктывкарский филиал Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова (ныне - Сыктывкарский лесной институт), в котором студенты получают специальности по экономике и организации лесной промышленности и лесного хозяйства, лесоинженерному делу, промышленному и гражданскому строительству, технологии деревообработки, химии технологического потока, эксплуатации машин и механизмов лесной и деревообрабатывающей промышленности. Более двух тысяч выпускников Сыктывкарского филиала Ленинградской лесотехнической академии работают на лесозаготовительных предприятиях республики, лесопильно-деревообрабатывающем комбинате, Сыктывкарском механическом заводе. Задачи дальнейшего развития народного хозяйства и культуры республики требовали расширения научных исследований. В 1949 году научно-исследовательская база Академии наук СССР в Сыктывкаре была преобразована в Коми филиал Академии наук СССР. Он состоял из нескольких отделов и секторов, в которых работало 95 человек, в том числе 59 научных сотрудников, 37 из них имели учёные степени. За годы своего существования Коми филиал АН СССР превратился в крупный научный центр, состоящий из трёх научно-исследовательских институтов (геологии, биологии, языка, литературы и истории) и трёх отделов (экономики, энергетики и химии). За этот период произошли качественные изменения в составе его кадров. На начало 1980 года в филиале насчитывалось около 1000 человек, среди 300 научных сотрудников 9 докторов и 133 кандидата наук. Ещё в 1944 году в базе Академии наук СССР в Сыктывкаре был образован сектор геологии, который возглавил доктор геолого-минералоглческих наук, профессор А.А. Чернов. Под его руководством и при участии доктора геолого-минералогических наук В.А. Варсанофьевой и других научных сотрудников сек¬тора был опубликован издательством Академии наук СССР первый обобщающий труд "Геологическое строение и полезные ископаемые Коми АССР" (1953 год). За эту работу А.А. Чернову Президиумом АН СССР была присуждена Золотая медаль имени академика А.П. Карпинского. А в 1957 году за выдающиеся заслуги в области геологии и многолетнюю научно-педагогическую деятельность А.А. Чернову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1958 году на базе сектора был организован Институт геологии. Исследования, проведенные его сотрудниками, позволили внести существенно новое в изучение особенностей геологического строения территории Северо-Востока европейской части СССР и севера Урала, выявить важнейшие закономерности формирования и размещения здесь различных полезных ископаемых, детализировать прогноз перспективных поисков нефти, газа. угля, бокситов, титановых руд, руд редких и цветных металлов. Заметный вклад в развитие геологической науки внесли доктора геолого-минералогических наук М.В. Фишман, В.И. Чалышев, Н.П. Юшкин, кандидаты наук А.И. Елисеев, Н.Н. Кузькокова, Н.И. Тимонин. Большую научную работу ведут сотрудники Института биологии, основанного в 1962 году. Их усилия направлены на выявление закономерностей формирования природных биологических ресурсов на Европейском Северо-Востоке, выявление их продукционных возможностей. Исследуются также эколого-физиологические основы приспособления организмов к условиям Севера. Научные основы создания прочной кормовой базы на Севере разработал организатор Института биологии и его первый директор, ныне президент ВАСХНИЛ, П.П. Вавилов. Большое значение имеют исследования докторов наук И.В. Забоевой, В.А. Космортова, Н.Е. Кочанова, К.А. Моисеева, М.П. Рощевского, кандидатов наук Н.С. Котелиной, В.И. Маслова и других. В 1970 году в Коми филиале АН СССР был создан Институт языка, литературы и истории, сотрудники которого занимася вопросами истории, этнографии, археологии, языкознания и литературы коми народа. Подготовленные коллективом монографии, сборники научных трудов, учебники служат пособием для преподавателей и учащихся, пропагандистов и лекторов, широко применяются идеологическими работниками. Результатом комплексного изучения истории республики с древнейших времён до наших дней явился коллективный труд "История Коми АССР". Большое значение в изучении истории, языка и литературы народа коми имеют работы доктора исторических наук Я.Н. Безносикова, кандидатов наук А.Н. Александрова, А.Е. Ванеева. Ю.В. Гагарина, В.Н Давыдова, Л.Н. Жеребцова, Т.И. Жилиной, Н.Н. Рочева, Л.И. Суриной и др. Экономисты филиала обосновали возможность и необходимость более быстрых темпов комплексного освоения природных богатств Европейского Севера, увеличения объёмавыпуска промышленной продукции на существующих промышленной продукции на существующих предприятиях и создания новых отраслей народного хозяйства, проводят исследования источников формирования трудовых ресурсов и дела по проблемам формирования и развития Тимано-Печорского территориального комплекса. Большой вклад в развитие экономической науки в Коми АССР вложили доктора наук В.П. Подоплелов и В.А. Витязева. Много делают по изучению экономики республики кандидаты наук А.П. Братцев, Д.А. Кновалов, С.X. Сажин и другие. В связи с развитием научных исследований по проблемам энергетики республики в 1953 году в Коми филиале АН СССР был организован отдел энергетики и водного хозяйства, сотрудники которого ведут исследования по разработке проблемы перспективного топливно-энергетического баланса страны. Все более широкое применение в производстве находят исследования сотрудников отдела химии. Применение метода электрохимической отбелки сульфатной целлюлозы даст Сыктывкарскому ЛПК четыре миллиона рублей экономии в год. С каждым годом укрепляются связи учёных филиала с ведущими институтами Академии наук СССР и зарубежными научными учреждениями. О росте авторитета Коми филиала АН СССР свидетельствует систематическое проведение в Сыктывкаре союзных и региональных конференций, совещаний и семинаров по важнейшим проблемам науки, В 1979 году здесь были проведены XVI Всесоюзная конференция финно-угроведов и I международный симпозиум по сравнительной электрокардиологи. В работе последнего приняли участие представители 47 научно-исследовательских институтов и вузов страны, а также учёные из Бельгии, ГДР, Голландии. США, Франции, ФРГ и Чехословакии. Большую помощь филиалу оказала комиссия Академии наук СССР во главе с её Президентом М.В. Келдышем, которая посетила Сыктывкар летом 1972 года. Она ознакомилась с основными направлениями деятельности научных учреждений и во многом определила перспективу их развития. С 1958 года в городе работает комплексное научно-исследовательское проектное учреждение Комигипрониилеспром. Институт ведёт проектирование лесозаготовительных предприятий, дорог, поселков, линий элоктропередач и других объектов на территории Коми АССР, а также занимается научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой в области механизации приречных складов, лесосечных работ, лесосплава, сухопутного транспорта и других направлений. Изучают прогрессивные современные методы хозяйствования слушатели (мастера, техноруки, начальники лесопунктов) Сыктывкарского филиала Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Научно-исследовательским и технологическим учреждением по сельскому хозяйству в республике является Государственная сельскохозяйственная опытная станция Коми АССР, созданная в 1957 году в пригороде Сыктывкара. Коллектив сотрудников во главе с доктором сельскохозяйственных наук Г.И. Гагиевым решает задачи совершенствования технологии возделывания овощных, кормовых, плодово-ягодных культур и картофеля, улучшения естественных кормовых угодий, племенного и продуктивного качеств крупного рогатого скота, оказывает методическую помощь сельскохозяйственным органам по внедрению достижений науки, техники и передового опыта в совхозах. На базе опытной станции создана постоянно действующая выставка достижений сельского хозяйства Коми АССР. Расширилась деятельность Коми республиканской гидрометеорологической обсерватории, которая ежедневно обслуживает специальными прогнозами погоды более 60 народнохозяйственных организаций. Она выпускает прогнозы начала сева и уборки сельскохозяйственных культур в республике, предупреждает о метеорологических условиях, даёт прогноз замерзания и вскрытия рек, контролирует чистоту атмосферы, всей окружающей среды. Таким образом, в послевоенный период и особенно в период развитого социализма в Сыктывкаре были достигнуты значительные успехи в области народного образования, повысилась его роль как центра подготовки квалифицированных специалистов народного хозяйства, всё более широкого развития научных исследований.

 

Сыктывкар глазами детей


 
 
 
© 2021, Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар»
   ????? ?????   
при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна