Информируем Вас о том, что с 11 марта 2013 года данная версия сайта является архивной и её обновление прекращается. Новым адресом официального сайта администрации МО ГО "Сыктывкар" является сыктывкар.рф
?? ??????? ????? ????? ???????? ??????

Портал государственных услуг


Общественная палата РК

Сыктывкар в годы первых послевоенных пятилеток (1946-1958 годы). Рост производственной активности

Версия для печати Отправить на e-mail

31.05

2008

В борьбе за выполнение народнохозяйственных планов первых: послевоенных пятилеток жители Сыктывкара проявили большую трудовую активность. Широкий отклик на предприятиях города получил призыв рабочих Ленинграда выполнить 4-й пятилетний план за четыре года. На Сыктывкарских лесозаводах с предложением поддержать патриотический почин ленинградцев "Пятилетку — в четыре года" выступила старший пилостав лесопильного цеха №2 Е.П. Игнатова. Предложение работницы было обсуждено на цеховых собраниях. Коллективы цехов взяли обязательства и заключили между собой договоры на соцсоревнование. Лесозаводцы обязались выработать сверх плана десятки тысяч кубометров пиломатериалов. Инженеры, передовые рабочие-рационализаторы искали новые пути повышения производительности труда, внедрения новой техники. В 1947 году на всех лесопильных рамах были реконструированы бревносбрасыватели, что сократило простои лесорам против прошлых лет на 70 процентов. На двух рамах были заново смонтированы приводные механизмы, что позволило подавать бревна в раму без торцовых разрывов и увеличило производительность труда рамщиков на 9 процентов. Установка автомата включения на цепном транспортере ликвидировала простои на этом агрегате. Это способствовало увеличению нормы выработки многими рабочими. В середине 1948 года 371 рабочий лесозаводов были стахановцы. Высокопроизводительно работали рамщицы А.Г. Туркова, М.С. Шаманова, обрезчицы Августа Старцева, Валентина Мелехина и многие другие,. Производительность труда на лесозаводах в четвертой пятилетке увеличилась более чем в два раза. За хорошую работу Сыктывкарские лесозаводы неоднократно награждались Красным знаменем Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР и ВЦСПС и денежной премией. В этом была большая заслуга передовиков производства коммунистов Е.О. Беляевой, Л.А. Ермолиной, А.Г. Турковой, В.Е. Кузнецова, А.И. Старцевой, Е.П. Игнатовой и других. Рабочие В.А. Тренев, М.И. Кочева, М.С. Шаманова, Л.П. Пыстина выполнили за пятилетие от 6 до 8 с половиной годовых норм. Активно участвовал в социалистическом соревновании "Пятилетку в четыре года" коллектив Вычегодской судоверфи. В цехах и бригадах был организован ежедневный учёт выполнения плана, учреждён переходящий вымпел, который вручался лучшей бригаде. К маю 1948 года из 260 рабочих судоверфи 162 являлись стахановцами. Они постоянно перевыполняли нормы. В 1948 году судоверфь в 1,5 раза увеличила выпуск продукции. За пятилетку было построено барж общим водоизмещением 21700 тонн, вместо 18000 тонн по плану. Директору Вычегодской судоверфи Б.И. Фролову за разработку и применение новой технологии в 1949 году была присуждена Государственная премия СССР. Совершенствование технологического процесса сплотки, развитие социалистического соревнования, энтузиазм людей позволили значительно сократить сроки сплавных работ. Так, бригадир сквозной бригады Алёшинской запани коммунист Иван Нестеров довёл выработку по сплотке древесины на станке "Блокстад" до 150 процентов, а бригадир сквозной бригады Седкыркещской запани Иван Сосновский ежедневно выполнял задание на 135-180 процентов. На городском собрании стахановцев передовые рабочие города обратились ко всем рабочим, ИТР и служащим промышленности, транспорта и связи Сыктывкара с призывом завершить план третьего, решающего года пятилетки к 7 ноября. Коллектив Седкыркещской сплавной запани работал под девизом "За 10 дней сплотить 50 процентов месячного плана". Он боролся за выполнение пятилетнего плана в 3 года. Горком партии и партийные организации промышленных предприятий много внимания уделяли внедрению передовых методов труда. С этой целью созывались совещания партийных, профсоюзных, хозяйственных, инженерно-технических работников и стахановцев. В июне 1948 года II Пленум Сыктывкарского ГК ВКП(б) рассмотрел вопрос "О ходе социалистического соревнования на предприятиях промышленности, транспорта и связи города по досрочному выполнению производственных планов". В докладе на III пленуме Сыктывкарского ГК ВКП(б) (май 1950 года) отмечалось, что партийные организации предприятий промышленности и транспорта, правильно сочетая политическую работу с хозяйственной, добились улучшения руководства хозяйством, стали глубже вникать в вопросы экономики предприятий, больше оказывать помощи администрации в организации социалистического соревнования. В результате на всех предприятиях города увеличилось число стахановцев, систематически перевыполняющих нормы выработки, показывающих пример социалистического отношения к труду. Многие стахановцы в середине 1948 года уже выполнили годовые планы 1948 и 1949 годов. В решении хозяйственных задач активно участвовали комсомольцы. На промышленных предприятиях города трудились 579 комсомольцев. Было создано 32 комсомольско-молодёжные бригады, в которых работало 227 комсомольцев. Участвуя в социалистическом соревновании, 200 комсомольцев досрочно справились с годовыми заданиями, а 30 комсомольцев в 1948 году выполнили свои пятилетние планы. В годы четвертой пятилетки в стране развернулось движение за экономию, сверхплановые накопления и рентабельную работу. Коллектив Сыктывкарских лесозаводов в феврале 1948 года поддержал почин 27 московских предприятий об отказе от государственной дотации. Экономическая служба завода, возглавляемая коммунистом С.М. Фотиевым, провела большую подготовительную работу, чтобы принять такое решение и претворить его в жизнь. Рабочие и служащие предприятия взяли обязательство — дать стране один миллион рублей сверхплановой экономии. И оно было выполнено: экономия от снижения себестоимости в 1948 году составила 1 миллион 202 тысячи рублей. Коллектив кожкомбината поддержал инициативу бригадира комсомольско-молодёжной бригады фабрики "Парижская коммуна" Лидии Корабельниковой и старшего мастера Московской фабрики кожаных изделий Федора Кузнецова — развернуть социалистическое соревнование за выпуск продукции за счёт сэкономленных материалов. За 1950 год коллектив кожкомбината выпустил продукции из сбереженного сырья на 87 тысяч рублей. Включившись в это соревнование, коллектив артели "Швейник" за год сэкономил при раскрое материала для массового пошива 4209 метров текстиля. В 1950 году за счет сокращения потерь и отходов на молочном заводе было сэкономлено 680 килограммов масла, 9032 килограмма творога. Общая сумма экономии составила 76 412 тысяч рублей. Творческая инициатива, достижение высоких производственных показателей помогли предприятиям успешно выполнить задания четвёртой пятилетки. Выпуск валовой продукции с 1948 года по 1950 год возрос в 1,5 раза. Ряд предприятий — лесозаводы (по выработке пиломатериалов), судоверфь, центральные ремонтные мастерские Комилеса, хлебозавод, типография, горпромкомбинат — к февралю 1950 года завершили пятилетние планы по выпуску промышленной продукции. Начиная с 1949 года, стабильно выполняла планы по выпуску валовой продукции кооперативная промышленность. Первый послевоенный пятилетний план промышленностью города был выполнен досрочно. Новый размах приобрело социалистическое соревнование в годы пятой и шестой пятилеток. Возглавив соревнование, городской комитет партии, исполком городского Совета депутатов трудящихся усилили внимание к оснащению промышленных предприятий города передовой техникой, внедрению новаторских методов труда. В этом деле очень полезными были общественные смотры внедрения передового опыта. Они помогли вскрыть недостатки в работе предприятий, изыскивать новые резервы повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции. Общественные смотры, проведенные на промышленных предприятиях города в 1955 году, выявили ряд недостатков. Не полностью использовалась техника на сплавных предприятиях, из-за чего низок был уровень механизации отдельных видов работ. Часть техники на большинстве предприятий использовалась в одну смену. Литейные цеха на Сыктывкарском механическом, Вычегодском судостроительно-судоремонтном заводах были загружены только на 8—10 процентов. Значительная часть машин и станков устарела, а автоматизация ещё не была введена. На СМЗ и судостроительно-судоремонтном заводе не было установлено оборудование на один миллион рублей. На ряде предприятий, таких, как лесозаводы, кожобувной комбинат, кирпичный завод, медленно осваивалась передовая технология. Партийные и профсоюзные организации совместно с администрацией принимали меры для устранения этих недостатков. Участники социалистического соревнования боролись за лучшую организацию труда и производственного процесса. Увеличилось число новаторских начинаний, направленных на совершенствование организации труда, полного использования рабочего дня, правильного устройства рабочего места, создания определенного ритма работы, нового разделения труда и специализации. Одной из форм, обеспечивающей ритмичную работу, явились суточный и часовой графики. Применяя их, бригада формовщиков, возглавляемая М.Г. Патраковым (Трёхозёрный рейд), стала лучшей на предприятии. Умело расставив рабочих, при звеньевой системе труда, бригада строго по графику сдавала плоты отличного качества. Каждую декаду формировщики готовили к сдаче 3 большегрузных плота. Ширилось стахановское движение. Так, на Сыктывкарском кожевенно-обувном комбинате в 1951 году систематически перевыполнял сменные задания участок П. Мишариной. Полторы нормы в день — таким было обязательство рабочих. Включившись в социалистическое соревнование за снижение себестоимости продукции на каждой операции, Н. Мишарина за 1 квартал 1952 года добилась экономии 1794 рубля. В результате экономии материалов и сырья на каждой операции коллектив обувщиков в 1952 году снизил себестоимость продукции на десятки тысяч рублей. Стахановцы Иван и Александр Ермолины (Центральная автобаза Коми автоуправления) в 1952 году взяли обязательство совершить 100-тысячекилометровый пробег без капитального ремонта. Это на 40 тысяч километров превышало норму. Годовой план 1952 года они выполнили на 129,5 процента. Экономия на текущих и средних ремонтах с мая 1951 по январь 1952 года составила около 10 тысяч рублей. Иван Ермолин за высокие показатели в социалистическом соревновании был награждён значком "Отличник Министерства автомобильного транспорта РСФСР". Стахановец Сыктывкарского горпромкомбината молодой столяр Александр Чужмаров за первые два года пятой пятилетки выполнил пятилетнее задание. Встав на стахановскую вахту в честь выборов в местные Советы (1953 год), он ежедневно выполнял полторы — две нормы, выпуская продукцию в счет 1956 года. 18 апреля 1952 года в городе Сыктывкаре состоялось совещание стахановцев и руководителей промышленных предприятии, созванное Сыктывкарским ГК ВКП(б) и областным Советом профсоюзов, на котором был обобщен опыт лучших передовиков труда. На нём отмечалось, что социалистическое соревнование способствовало улучшению ассортиментных планов на Сыктывкарских лесозаводах, гормолзаводе, горпромкомбинате. Ряд предприятий повысил технико-экономические показатели по росту производительности труда, снижению себестоимости, использованию механизмов и оборудования, улучшению качества выпускаемой продукции. В ходе борьбы за выполнение и перевыполнение производственных планов, за улучшение качественных показателей работы выросли десятки новых стахановцев. Это — рамщица Мария Шаманова, кузнец Николай Усков, слесарь Михаил Филев, столяр Василий Сажин, электросварщик Прокопий Востряков, слесарь Михаил Белых, которые выполняли до 2 норм в смену и выпускали продукцию отличного качества. В предоктябрьском социалистическом соревновании 1958 года по две нормы в смену выполнял электросварщик цеха железобетонных конструкций треста Комистрой молодой коммунист Владимир Макаров. "Сделать как можно больше и лучше для блага народа" — с этим чувством жила и трудилась Раиса Дмитриевна Изъюрова, член партии с 1942 года. Одной из первых в тресте Комистрой она применила прогрессивный метод работы "пятеркой", что позволило добиться значительного роста производительности труда, улучшения качества работы. За самоотверженную и безупречную работу Р.Д. Изъюрова награждена орденом "Знак Почёта", медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", значком "Отличник социалистического соревнования жилищно-гражданского строительства". В 1958 году в День строителя член бюро Сыктывкарского ГК КПСС, каменщица Раиса Дмитриевна Изъюрова была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда. Большим уважением пользовалась на кондитерской фабрике комсомольско-молодёжная бригада А. Сажиной. Бригада выступила инициатором внедрения новых видов изделий, постоянно выполняла годовой план на 120—130 процентов. Почти все члены бригады учились, успешно сочетали работу с учёбой в школах, техникумах. Трудящиеся города с большим подъёмом готовились к XX съезду КПСС. Они горячо одобряли проект Директив съезда и вносили свои замечания и предложения, направленные на выявление и использование внутренних резервов производства, всемерное увеличение выпуска всех видов продукции и улучшение её качества. Промышленные предприятия, включившись в социалистическое соревнование за достойную встречу съезда, из месяца в месяц перевыполняли планы по выпуску валовой продукции. Для изучения и распространения передового опыта были организованы поездки на другие промышленные предприятия страны. Группа специалистов и рабочих Сыктывкарских лесозаводов ездила на один из передовых лесозаводов Сибири, делегация механического завода побывала на Рижском и Княжпогостском ремонтно-механических заводах. Чаще стали бывать друг у друга рабочие городских предприятий, чтобы ознакомиться с опытом работы лучших. Горком и первичные партийные организации изучили и обобщили опыт работы передовых производственников лесозаводов, Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода, треста Комистрой, артели "Швейник". С помощью специалистов были проанализированы годовые балансы многих городских промышленных предприятий, а результаты анализа изучались и обсуждались в кружках по изучению конкретной экономики и на производственных совещаниях по предприятиям. Все эти меры дали свои результаты. На Вычегодской судоверфи была разработана и внедрена новая технология крупного деревянного судостроения, введена поточная система, применены графики, суточные и сменные бригадные задания. Широко внедрялись механизация, рационализация. На XVI (1955 год) городской партийной конференции подвергалась резкой критике работа сплавных предприятий города. Горком партии вместе с партийными организациями и руководителями сплавных предприятий провёл мероприятия по улучшению их работы. Был укреплён руководящий аппарат сплавных контор и рейдов, пересмотрена технология сплава. В 1956 году сплавные предприятия план по отбуксировке выполнили на 106,4 процента. Древесины было сплочено больше на 98 тысяч кубометров (по сравнению с 1955 годом). Производительность труда по Сысольской сплавконторе составила 107 процентов к плану. По итогам социалистического соревнования за III квартал коллективу Верхневычегодской сплавной конторы было присуждено переходящее Красное знамя Министерства лесной промышленности, а коллективу Сысольской сплавконторы — II премия. Коллективы транспортных предприятий успешно соревновались за увеличение грузопассажирских перевозок речного, автомобильного и воздушного транспорта. В 1956 году выполнил план по всем основным показателям Сыктывкарский технический участок бассейнового управления пути. Эксплуатационники успешно справились с перевозками по реке грузов всех видов, выполнили заявки по завозу грузов в глубинные пункты республики. В Сыктывкарском авиапредприятии пилоты, соревнуясь за успешное выполнение производственных планов, безопасность полётов, брали самолёты на социалистическую сохранность, открывали лицевые счета экономии. Летные составы в совершенстве овладевали сложной новой техникой самолетовождения. Отличные результаты показывал экипаж самолета Ил-14-М в составе командира корабля А. Бузунова, второго пилота И. Шани, радиста Б. Ошуркова, бортмеханика Н. Буреева. Идя навстречу XXI съезду партии, молодые сыктывкарцы взяли повышенные обязательства, чтобы подготовить съезду трудовые подарки. Комсомольцами города был подхвачен почин комсомольцев Москвы, Ленинграда по созданию бригад коммунистического труда. 21 ноября 1958 года в тресте Комистрой была создана первая в Сыктывкаре комсомольско-молодёжная автоколонна коммунистического труда. В пятой и шестой пятилетках широко механизировались лесозаготовительные работы, внедрялись в производство автотягачи и автомобили большой грузоподъёмности. Поэтому возросла роль механического завода. Здесь были расширены цеха, осваивался ремонт всех видов тракторов и двигателей, паровозов, электростанций и электромоторов, а также другой лесозаготовительной техники. В успешном решении этих задач большую роль играло соревнование инженеров и рабочих-рационализаторов. Главное внимание соревнующихся треста Комистрой — основной строительной организации города — было направлено на внедрение индустриальных методов производства. В строительных организациях города началось осуществление комплексной механизации земляных, погрузочно-разгрузочных, отделочных и других работ. На кожевенно-обувном комбинате рационализаторы проводили работу по сокращению ручных операций и внедрению полуавтоматической линии по производству обуви и поточной линии по обработке кожевенного сырья. На мебельных и швейных предприятиях, а также на производстве кондитерских, макаронных и хлебобулочных изделий совершенствовались поточные линии и были внедрены полуавтоматические линии. Новаторы и передовики соревнования оказывали огромное влияние на развитие технического прогресса, они становились творцами новых машин и оборудования, инициаторами новых форм и методов организации труда, новой технологии производства. Широкое развитие новых форм социалистического соревнования, оснащение существующих и особенно вновь строящихся предприятий города новой передовой техникой, внедрение в производство автоматизации и прогрессивной технологии обусловили рост производительности труда, выполнение годовых и пятилетних планов и социалистических обязательств.

 

Сыктывкар глазами детей


 
 
 
© 2021, Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар»
   ????? ?????   
при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна