Информируем Вас о том, что с 11 марта 2013 года данная версия сайта является архивной и её обновление прекращается. Новым адресом официального сайта администрации МО ГО "Сыктывкар" является сыктывкар.рф
?? ??????? ????? ????? ???????? ??????

Портал государственных услуг


Общественная палата РК

Сыктывкар в годы первых послевоенных пятилеток (1946-1958 годы). Индустриальное развитие

Версия для печати Отправить на e-mail

31.05

2008

Важнейшая задача партии и народа в первые послевоенные годы состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство и обеспечить его дальнейшее развитие. Партия и правительство осуществляли ряд мероприятий по переводу всего народного хозяйства на рельсы мирного развития. Промышленные предприятия стали переходить на выпуск мирной продукции. Были увеличены капиталовложения во все отрасли народного хозяйства. В 1957 году в соответствии с Законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством", принятым Верховным Советом Союза ССР, был образован Коми экономический административный район. В Сыктывкаре стал осуществлять руководство промышленностью республики Коми совнархоз. Восстановление и развитие промышленности и транспорта в городе было сопряжено с большими трудностями, особенно в первые послевоенные годы, когда техническое оборудование многих промышленных предприятий города было сильно изношенным, не хватало производственных помещений, жилья, рабочей силы. Но эти трудности постепенно преодолевались. Так, на Сыктывкарских лесозаводах для поддержания в рабочем состоянии лесоцеха №2 было принято решение использовать на запчасти к механизмам некоторые узлы оборудования лесоцеха №1, который не работал. Было возобновлено производство ящичной тары, продолжался выпуск авпапланки, авиабрусков. В 1947 году по инициативе партийной организации были разработаны организационно-технические мероприятия, направленные на комплексное решение ряда вопросов, связанных с увеличением выпуска продукции. В них предусматривалось увеличение числа оборотов лесопильных рам на 10 процентов, автоматизация отдельных операций, обучение через стахановские школы и кружки техминимума не менее 50 процентов всех рабочих. На капитальный ремонт лесозаводов государство отпустило значительные материальные и денежные средства. Так, например, только за 1948—1949 годы в восстановление лесоцеха №1 было вложено 630 тысяч рублей. Число рабочих увеличилось за пятилетку более чем вдвое и составило в 1950 году 862 человека. Все это позволило непрерывно наращивать выпуск продукции. В 1950 году заводы дали 180,4 тысячи кубометров пиломатериалов. К концу четвертой пятилетки коллектив добился хороших результатов. Сверхплановая экономия в 1950 году составила 1136 тысяч рублей. В последующие годы производственная база Сыктывкарских лесозаводов расширилась до 12 рам. Основное внимание коллектива сосредоточивалось на производстве экспортной пилопродукции, на улучшении её качества. В годы пятой и шестой пятилеток главное внимание городской комитет партии и исполком городского Совета депутатов трудящихся уделяли техническому прогрессу промышленных предприятий. Сыктывкарские лесозаводы оснастились новой современной техникой. Старые лесорамы были заменены на современные отечественного производства типа РД-75-2. В цехе №1 были установлены рейкоотделитель за обрезным станком, циркулярная пила на слешере для разделки реек, в лесоцехе №2 многопильный станок для развала бруса от лесорамы. По инициативе начальника цеха П.А. Дергачева впервые в практике работы завода была применена распиловка древесины комлем вперед. Улучшилось пилоставное дело, снизились простои по организационным и технологическим причинам. В 1958 году по инициативе руководителей завода Е.А. Анучина, Л.А. Татаринова и В.Ф. Ульяновского был сооружён цех круглопильных станков для распиловки сырья диаметром 14—18 сантиметров. В результате всего этого по коэффициенту использования лесорам Сыктывкарские лесозаводы вышли на уровень передовых предприятий страны. Здесь была механизирована транспортировка готовой продукции на биржи пиломатериалов и склады. Для этой цели использовались автолесовозы и автопогрузчики различных типов, штабеллеры для подъёма пиломатериалов, плавучие и стационарные краны для погрузочно-разгрузочных работ. Организационно-технические мероприятия подкреплялись введением в 1958 году положения о сдельно-премиальной оплате труда рабочих рамных потоков в зависимости от выхода экспортных пиломатериалов. Идя навстречу XXI съезду КПСС, коллектив Сыктывкарских лесозаводов поддержал предложение коллектива архангельского лесозавода имени В.И. Ленина включиться в борьбу за увеличение выпуска сверхплановой продукции, за снижение её себестоимости, повышение производительности труда и вызвал на социалистическое соревнование коллектив Архангельского лесопильно-деревообрабатывающего комбината №2, а также принял вызов на соревнование Соломенского лесозавода Карельского совнархоза. Коллектив Сыктывкарских лесозаводов решил досрочно выполнить годовой план 1958 года в заданном ассортименте и выпустить дополнительно продукции на 1700 тысяч рублей, или на 120 тысяч рублей больше, чем предусматривалось ранее принятым обязательством. И свои обязательства коллектив завода выполнил. Выпуск пиломатериалов в 1958 году составил 263 тысячи кубометров, вместо 63,4 тысячи в 1946 году. А выпуск пиломатериалов на экспорт возрос за это же время с 29,7 до 111 тысяч кубометров. На заводе в 1958 году трудился более чем полуторатысячный отряд рабочих. Почти в два раза увеличилась численность инженерно-технических работников. Возросла роль лесозаводов как ведущего предприятия в промышленности города. Его валовая продукция превысила 25 процентов валовой продукции, вырабатываемой всеми предприятиями города Сыктывкара. В 50-е годы началось заводское изготовление стандартных домов. В Сыктывкаре цех домостроения был открыт в 1952 году при лесозаводах, а позднее стандартные дома стали изготовляться и на Вычегодском судостроительно-судоремонтном заводе. В 1958 году эти предприятия выпустили для лесников Коми республики стандартных домов жилой площадью свыше 80 тысяч квадратных метров. Сплавные предприятия города Сыктывкара — Верхневычегодская, Сысольская и Транзитная сплавконторы с запанями: Трехозёрная, Седкыркещская, Алёшинская, Максаковская, Модлаповская, Нижнечовская и Затоном сплава сплачивали значительную часть древесины, заготовленной в республике. Объём сплава по реке Сысоле резко возрастал. Так, только за годы пятой пятилетки он возрос на 45 процентов. А в годы шестой пятилетки на 80 процентов по сравнению с 1955 годом. Затоны сплава и сплотки превращались в послевоенные пятилетки в крупные механизированные предприятия. В 1958 году в Верхневычегодской, Транзитной и Максаковской сплавных конторах насчитывалось 853 постоянных рабочих, вместо 196 в 1946 году. Механизация трудоёмких основных и вспомогательных работ облегчила и изменила характер труда рабочих и технологический процесс сплотки древесины, что повышало производительность труда, сокращало сроки выполнения плановых заданий. Государство отпускало большие средства на техническую реконструкцию лесосплавных предприятий. Однако скатка древесины, зимняя сплотка и ряд других работ оставались ещё слабо механизированными. Но всё же благодаря росту коллективов рабочих городских запаней, совершенствованию технологии сплотки с применением новых машин и механизмов, объём работ, выполняемых ими, значительно вырос. Если в 1946 году было сплочено более 660 тысяч кубометров древесины, то в 1958 году уже 3 миллиона 714 кубометров. Потребности речного транспорта, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности обусловили дальнейшее развитие в Сыктывкаре судоремонта и судостроения. В 1954 году на базе Вычегодской судоверфи и судоремонтного завода затона "Красный водник" возник Вычегодский судостроптельно-судоремонтный завод, в котором было сосредоточено крупное производство барж. В первые послевоенные годы продолжали выпускать деревянные баржи грузоподъемностью до 600 тонн. В годы пятой пятилетки началось освоение металлического судостроения. Начиная с 1955 года, Вычегодский судостроительно-судоремонтный завод уже строил в год до 37 барж измещением до 19,8 тысячи тонн. (Для сравнения: в 1946 году судоверфь выпустила всего 10 деревянных барж). Развитие лесной промышленности на территории Коми АССР потребовало создания в Сыктывкаре предприятий по металлообработке и машиностроению. Наиболее крупным пред¬приятием этой отрасли промышленности явился Сыктывкарский ремонтно-механический завод, возникший в июле 1953 года на базе центральных ремонтных мастерских комбината Комилес. В ноябре 1957 года по постановлению Коми совнархоза завод был переименован в Сыктывкарский механический завод. На заводе расширялись старые и строились новые цеха, перестраивалась работа в соответствии с потребностями лесозаготовительной промышленности: осваивался ремонт всех видов тракторов, электромоторов и другой лесозаготовительной техники. В 1958 году Сыктывкарский механический завод представлял собой сооружение с крупными каменными корпусами механического, кузнечного, литейного, авторемонтного цехов, в которых работали сотни квалифицированных рабочих. Новаторы производства совместно с инженерно-техническими работниками завода постоянно работали над совершенствованием машин. Оснащение завода новым оборудованием позволило освоить ремонт и изготовление новой лесозаготовительной техники. На заводе была создана агрегатная машина, которая использовалась на заготовке и вывозке леса. В 1955 году эти машины были опробованы в Зеленецком лесопункте Палевицкого леспромхоза. Заготовка леса агрегатными машинами позволила почти в два раза увеличить среднюю комплексную выработку на списочного рабочего. Большой объём капитального строительства потребовал развития промышленности строительных материалов. В связи с этим был оснащён новой техникой Дырносскпй кирпичный завод, в реконструкцию которого было вложено свыше 1 мил¬лиона 200 тысяч рублей. В 1947 году построен черепичный цех кирпичного завода. В конце 4-й пятилетки завод выпускал свыше 3,5 миллиона штук кирпича, а в 1958 году — уже 8 миллионов. В этом же году на заводе был освоен выпуск известково-песчаных блоков. Строился Вильгортский кирпичный завод. В послевоенные годы стали выпускать больше различной продукции предприятия местной промышленности. Продолжала развиваться промкооперация. Число промартелей уменьшилось с семи в 1946 году до пяти в 1958 году, но производственная мощность предприятий увеличилась. Они оснащались новыми механизмами, оборудованием. Так, в годы пятой пятилетки в артель "Швейник" поступили новые швейные машины и были механизированы цеха массового пошива одежды. Установлены новые трикотажные машины в артели "Северный кустарь". В мастерских по ремонту обуви облегчили труд рабочих ручные прессы Овсянникова. Промысловая кооперация Сыктывкара выпускала многие виды промышленной продукции — кирпич, мебель, чулочно-носочные и кондитерские изделия, обувь и другие. В 1955 году артели промысловой кооперации выпустили валовой продукции на сумму 29,8 миллиона рублей, в 13,5 раза больше, чем в 1946 году. В 1956 году была проведена реорганизация Коми промсовета: его предприятия отошли к Министерству местной промышленности Коми АССР и Министерству промышленности продовольственных товаров. Мастерские артели "Мебельщик" были объединены с мебельным цехом Сыктывкарского горпромкомбината, и на базе этих предприятий организована в 1956 году мебельная фабрика для производства стульев, корпусной и мягкой мебели. Планировалось выпускать продукцию на сумму до 5-6 миллионов рублей в год. Но уже в 1958 году мебельная фабрика выпустила валовой продукции на 8 миллионов 672 тысячи рублей. Большое внимание уделялось развитию лёгкой, пищевой и обрабатывающей отраслей промышленности, производящей товары народного потребления. Крупным предприятием лёгкой промышленности стал Сыктывкарский кожевенно-обувной комбинат, построенный в годы Великой Отечественной войны. Его производственная мощность в 1958 году исчислялась 300 тысячами пар обуви. В 1956 году на базе мелких пошивочных артелей промысловой кооперации и швейной мастерской горпромкомбината в Сыктывкаре возникла швейная фабрика "Комсомолка". Необходимость её организации назрела давно. Потребность в швейных изделиях быстро возрастала. Сыктывкарская швейная фабрика выполняла заказы лесных и сплавных организаций, торговых, коммунальных предприятий, учебных заведений. В 1958 году было выпущено швейных изделий на сумму 4 миллиона 902 тысячи рублей. Расширялась сеть ателье. В годы шестой пятилетки мелкие разнообразные мастерские были объединены в комбинат бытового обслуживания. В его составе имелись цеха: по индивидуальному пошиву, ремонту металлических изделий и предметов домашнего обихода, музыкальных инструментов, швейных машин, велосипедов, часов, цех химической чистки и крашения. В цехах насчитывалось более 500 рабочих. В 1958 году комбинат бытового обслуживания выпустил свыше 6 тысяч пар новой обуви и более чем на 3 миллиона рублей швейных изделий. Набирала силы молодая ещё пищевая промышленность, сложившаяся в военное время. Сыктывкарский горпищекомбинат выпускал широкий ассортимент пищевых продуктов, в том числе макароны, кондитерские изделия, фруктовые воды. Предприятие было оснащено современным оборудованием. Шнековый пресс вырабатывал в сутки по 4,2 тонны макаронных изделий. Были установлены 6 макаронных сушилок, кондитерская формовочная ротационная машина для выработки печенья и другие механизмы. Все это позволило увеличить производство пищевых продуктов, особенно в годы пятой и шестой пятилеток. С пятым пятилетним планом предприятие справилось за четыре года, произведя пищевых продуктов по сравнению с 1950 годом в два раза больше. Осваивались новые виды кондитерских и других изделий. Вступили в строй действующих предприятий хлебозавод, молокозавод, колбасно-холодильный цех мясокомбината и другие. В феврале 1956 года на базе кондитерских цехов горпищекомбпната и артелей промысловой кооперации была создана Сыктывкарская кондитерская фабрика. Производство кондитерских изделий стало быстро расти. В 1958 году фабрика дала 1602 тонны продукции. Начиная с 1954 года, предприятия пищевой промышленности особенно интенсивно оснащались новым оборудованием. В 1956 году на Сыктывкарских предприятиях пищевой промышленности имелось технического оборудования почти в три раза больше, чем у Министерства промышленности продовольственных товаров Коми АССР на всех других предприятиях в 1950 году. На Сыктывкарском хлебокомбинате монтировалась печь ФТЛ-2, устанавливались агрегаты для мелкоштучных изделий и другое специализированное оборудование. Механизация предприятий пищевой промышленности позволила резко увеличить выпуск валовой продукции. Сыктывкарский хлебокомбинат дал продукции в 1958 году на 19 миллионов 286 тысяч рублей, в 1946 году — всего на 693 тысячи. Но были ещё не использованные резервы, так как на многих предприятиях этой отрасли ценнейшее оборудование бездействовало или использовалось не с полной нагрузкой. На собрании партийного актива города Сыктывкара в январе 1957 года отмечалось, что специализация (хотя ещё и не полная) предприятий Министерств местной промышленности, промышленности продовольственных товаров и промысловой кооперации, проведённая в 1956 году, уже дала свои результаты. Эти предприятия за год увеличили выпуск промышленной продукции на 24 процента. Мясокомбинат в 1958 году перерабатывал 9075 центнеров мяса и выпускал 7385 центнеров колбасных изделий. Сыктывкарский гормолзавод выработал в 1958 году 3835 тонн молочных продуктов, в том числе десятки тонн сливочного масла, сотни центнеров мороженого, сырковой массы, сметаны и творога. Это было уже немало. Строительные организации оснащались передовой техникой. Они получали экскаваторы, транспортёры, бульдозеры, башенные краны и другие современные машины. С 1955 года в Сыктывкаре на строительстве стал применяться сборный железобетон. В тресте Комистрой всё шире распространялся опыт работы комплексными бригадами. Первые бригады возглавили прославленные мастера: Р.Д. Изъюрова (комплексная бригада по кирпичной кладке), А.К. Тырина (бригада штукатуров) и другие. Строили много, но потребности города удовлетворялись не полностью. Технические, материальные и людские ресурсы были разбросаны по мелким строительным организациям города (12 организаций), не хватало рабочей силы. В частности, трест Комистрой на 1 июля 1956 года имел обеспеченность рабочей силой лишь на 63,2 процента, да и она распылялась по 52 объектам города. Из-за отсутствия нормальных жилищнобытовых условий наблюдалась большая текучесть кадров. В 1955 году трест Комистрой принял 422 рабочих, а уволилось 444 человека. Местные партийные и советские органы принимали меры, направленные на ускорение темпов и повышение качества строительства промышленных, культурно-бытовых объектов и жилья. Были объявлены ударными объектами реконструкция и строительство электростанций и кирпичных заводов. Для укрепления кадров и улучшения руководства партийные и комсомольские организации города направили в 1957 году на работу в строительные организации 100 коммунистов и 400 комсомольцев. Чтобы ускорить темпы строительства, не распылять средства, материалы и рабочую силу, трест Комистрой был укрупнен за счёт мелких предприятий и подчинён Коми совнархозу. На базе ремонтно-строительной и дорожной контор в 1957 году был создан ремонтно-строительный трест. В связи с этим были ликвидированы мелкие строительные организации Сыктывкарторга, мясокомбината, строительные отделы МВД, лесозаводов, механического завода, стройуправление треста Вычегдосплав. При вновь созданных организациях выросли крупные подсобные предприятия, обеспечивающие переход на индустриальные методы строительства. Для подготовки квалифицированных кадров строителей была расширена школа фабрично-заводского обучения. Число учащихся увеличилось до 250 человек. В 1957 году был построен учебный корпус ФЗО, мастерские для производственного обучения учащихся, дополнительное общежитие на 100—150 человек. В шестом пятилетнем плане по городу объём капиталовложений был определён в сумме 200 миллионов 92 тысяч рублей. Кроме этого, на собственное капитальное строительство, например, тресту Комистрой выделялось 16 миллионов 22 тысячи рублей. В городе были построены вновь или реконструированы многие промышленные предприятия. Особенно расширилось строительство жилищных и социально-культурных объектов в 1951 — 1958 годы. Только за годы пятой пятилетки жилой фонд в городе и рабочих посёлках увеличился на 80800 квадратных метров, или на 36,8 процента. Закончилось строительство городского водопровода и очистных сооружений первой очереди, сданы в эксплуатацию городской кинотеатр "Октябрь", четыре сельских и поселковых клуба, Дворец пионеров, расширена сеть школ на 855 мест, детских садов и ясель на 633 места, третья по счёту коммунальная баня, магазины на 55 рабочих мест, столовые на 648 посадочных мест. Заново построено и отремонтировано овощехранилищ на 3050 тонн. Основной особенностью в развитии промышленных предприятий в эти годы становится внедрение автоматизации производственных процессов. В строительных организациях города была осуществлена комплексная механизация земляных, погрузочно-разгрузочных работ, на кожобувном комбинате внедрены автоматическая линия по производству обуви и поточная линия по обработке кожевенного сырья. Полуавтоматические и поточные линии появились в мебельном и швейном производстве, был механизирован выпуск макаронных, кондитерских и хлебобулочных изделий. Развитию всех отраслей промышленности Сыктывкара способствовало создание энергетической базы. Было расширено котельное хозяйство, установлена новая турбина на ТЭС лесозаводов. Выработка электроэнергии с 6,4 миллиона киловатт-часов в 1946 году увеличилась до 11,3 в 1950-м и 16,8 миллиона киловатт-часов в 1955 году. Появились электростанции на Вычегодской судоверфи, кирпичном заводе. В городе и в ближайших посёлках было установлено несколько энергопоездов В 1958 году электростанции города вырабатывали 30,4 миллиона киловатт-часов электроэнергии. В послевоенные годы большое развитие получил транспорт. По Сыктывкарскому диспетчерскому участку объём речных грузоперевозок возрос в 1958 году более чем в 6,5 раза по сравнению с 1946 годом. Общий грузооборот автотранспорта за это время увеличился более чем в 5 раз. Быстро развивался городской и междугородный транспорт. К услугам жителей Сыктывкара и ближайших селений имелись легковые такси и автобусы, курсирующие между посёлками северо-западного района города и лесозаводом, от центра города до посёлка Краснозатонский, до Вильгорта, Тентюково, Нижнего Чова. В период навигации были открыты пригородные линии по рекам Вычегде и Сысоле. Расширилась сеть воздушных линий. С 1946 года была установлена регулярная авиасвязь Сыктывкара с Москвой (через Киров — Горький). Сыктывкар стал иметь авиасвязь со всеми городами, райцентрами республики, с Москвой и другими городами Советского Союза. Во втором квартале 1958 года началось строительство железной дороги Микунь — Сыктывкар. Город оказывал большую помощь строителям. Промышленные предприятия выделяли автотранспорт, коллектив Сыктывкарских лесозаводов изготовил шпунты для железнодорожных мостов. На строительство дороги по комсомольским путёвкам было направлено 150 добровольцев Сыктывкара. Расширялась и совершенствовалась связь. Уже в годы пятой пятилетки Сыктывкар имел междугородную телефонную связь с Москвой, Ленинградом, Архангельском, Кировом, Вологдой и другими городами. Был установлен прямой провод с Воркутой, Интой. Прокладывалась линия связи с Салехардом и Игаркой. В городе имелось 16 отделений связи, радиосеть обслуживала 970 радиоточек. Закончилось строительство высокочастотной линии связи Москва - Сыктывкар - Воркута. Валовая продукция промышленных предприятий города составляла в 1958 году 246 миллионов 688 тысяч рублей, тогда как в 1946 году — 14,8 миллиона. На предприятиях города сформировался многотысячный отряд рабочего класса. Особенно большие коллективы выросли на таких крупных предприятиях, как лесозаводы, где число рабочих увеличилось за 13 послевоенных лет почти в четыре раза, составив 1529 человек. В 1958 году на Вычегодском судостроительно-судоремонтном заводе насчитывалось 1369 рабочих, на механическом — 565. Около 2 тысяч рабочих трудилось на кондитерской, мебельной, швейной фабриках, хлебокомбинате, кожобувном комбинате, горпищекомбинате. К этому времени в составе городского населения не стало колхозников. В 1957 году ранее укрупненные пригородные колхозы им. Кирова и им. Сталина были преобразованы в совхоз "Сыктывкарский", колхозники перешли в разряд сельскохозяйственных рабочих. По переписи населения (на 15 января 1959 года) в Сыктывкаре числилось всего 64,5 тысячи человек, из них 32,7 тысячи - рабочие и служащие. Перепись зарегистрировала многонациональный состав населения города. Коми составляли 50,3 процента, русские — 36 процентов, немцы — 4,3 процента, украинцы — 4 процента и т.д. Всего в различных отраслях народного хозяйства Сыктывкара работали представители более 30 национальностей.

 

Сыктывкар глазами детей


 
 
 
© 2021, Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар»
   ????? ?????   
при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна