Информируем Вас о том, что с 11 марта 2013 года данная версия сайта является архивной и её обновление прекращается. Новым адресом официального сайта администрации МО ГО "Сыктывкар" является сыктывкар.рф
?? ??????? ????? ????? ???????? ??????

Портал государственных услуг


Общественная палата РК

Город в начале ХХ века. Просвещение и культура

Версия для печати Отправить на e-mail

31.05

2008

В начале XX столетия, учитывая возросшие потребности местного населения, оживление экономической жизни, городская дума и земство открыли ряд новых учебных заведений, увеличили ассигнования на народное образование. В 1909 году в городе появилась четырехклассная мужская прогимназия. В том же году женскую прогимназию преобразовали в гимназию, а спустя три года и мужская прогимназия также была преобразована в гимназию. В 1905 году Усть-Сысольское городское училище из трёхклассного стало четырёхклассным. В 1910 году открыли начальную школу в местечке Кируль. Земство предпринимает ряд шагов для организации обучения различным ремеслам. Навыки слесаря и кузнеца давала учебная кузнечно-слесарная мастерская, которую содержала на свои средства земская управа. В мастерской занималось 10 человек, они получали по 5 рублей 50 копеек в месяц. 1 сентября 1910 года в Усть-Сысольске открывается ремесленная школа со слесарно-кузнечным и слесарно-токарным классами (некоторое время назад - старое здание Государственного архива Коми АССР на ул. Советской). В 1902 году земством была создана практическая сельскохозяйственная ферма в Дырносе. Городская дума отвела для неё участок земли в 50 десятин. На ферму принимались крестьянские мальчики, их обучали новым агротехническим приемам по землепашеству, травосеянию, огородничеству и уходу за скотом. Перед первой мировой войной в Усть-Сысольске существовало 9 учебных заведений с 1240 учащимися, из них 558 были девочки. В городе преобладали различные типы начальной школы, ведомственная принадлежность которых была весьма запутанной, а в их структуре и программах царила неразбериха. Более половины учащихся города обучалось в приходских и церковно-приходских школах. К системе начальной школы относились и земские училища и ремесленные школы. Учёба длилась всего 1—3 года, но не все дети могли получить и это скудное образование. Программы начальной школы не давали учащимся нужных знаний, они не были согласованы с программами средних учебных заведений, что делало невозможным продолжение учёбы. Школа была орудием воспитания подрастающего поколения в духе "народности, самодержавия и православия". Главным предметом обучения являлся "Закон Божий". Для более состоятельных слоев населения предназначалось городское училище, с 1912 года — высшее начальное училище. Окончившие его нередко поступали в учительскую семинарию или после подготовки держали экстерном экзамен на звание учителя начальной школы. Училище было одним из самых старинных в городе. В нём работали опытные преподаватели А.Н. Малышев, И.К. Макарьин, А.А. Цембер и другие. Директор народных училищ Вологодской губернии С.А. Лосев, посетив училище в 1909 году, писал, что среди городских училищ Вологодской губернии "он его относит по учебно-воспитательной постановке ко второму, после Тотемского. Очевидно, что педагогический персонал училища ведёт учебное дело с выдающимся и неослабным усердием". Окончившие мужскую и женскую гимназии получали среднее образование и право поступления в университет. В 1916 году была открыта учительская семинария. Серьёзным препятствием в получении среднего образования являлась всё увеличивающаяся плата за обучение, вносить которую имели возможность немногие. Обучение проводилось на русском языке. Попытки составления учебников на коми языке и призывы к созданию коми национальной школы не дали желаемых результатов. Только накануне Первой мировой войны, в 1913 году, царское правительство приняло новые "Правила об инородческих школах", согласно которым в этих школах предоставлялось право вести обучение детей в первых двух классах на родном языке. В этом шаге нельзя не заметить уступки царизма требованиям буржуазии национальных окраин России. В просвещении народных масс возросла роль библиотек. В начале XX века в Усть-Сысольске было две библиотеки, в 1909 году — четыре, в них читателей — 1081 человек, из них платили за пользование библиотекой 377 человек. Свои библиотеки имели также мужская и женская гимназии, духовное и городское училища. Местные органы самодержавной власти и духовенство оберегали библиотеки от проникновения революционной литературы. Однако "недозволенные" книги и журналы обнаруживались после каждой ревизии. Особенно вырос поток общедемократической и революционной литературы в годы первой русской буржуазно-демократической революции. В годы реакции полиция неоднократно изымала из библиотек произведения прогрессивных писателей и марксистскую политическую литературу. В начале XX века не произошло существенных улучшений в медицинском обслуживании населения. В Усть-Сысольске продолжала функционировать лишь одна больница на 35 мест. В ней работал 1 врач, 4 фельдшера, 2 фельдшерицы, 2 акушерки. Открытая в конце XIX века, усть-сысольская аптека была единственной в уезде на более чем 100 тысяч жителей. Она снабжала лекарствами, помимо городской больницы и горожан, Визингскнй, Объячевский, Усть-Куломский, Печорский больничные участки, 13 фельдшерских и 4 ветеринарных пункта. Штат аптеки состоял из 7 человек. В связи с революционными событиями, происходящими в стране, с развитием общественного прогресса возрастает активность местной интеллигенции. Это проявилось в первую очередь в повышении интереса к изучению родного края. В 1910 году организуется Усть-Сысольское отделение Архангельского общества по изучению русского Севера. Его организаторами были А.А. Цембер, А.Ф. Старовский, П.П. Чеусов. К 1914 году в отделении было до 94 действительных членов и членов-корреспондентов. Многие из них активно собирали археологические и этнографические материалы, писали статьи в газеты, в специальные издания общества. В начале 1911 года был создан Усть-Сысольский этнографический и археологический музей. Особенно большую организаторскую работу в создании музея, в сборе экспонатов и литературы провел А.А. Цембер. Однако специального помещения для музея не было, и он ютился в одной комнате городской думы. Местными членами Архангельского общества изучения русского Севера были подготовлены и изданы под редакцией А. А. Цембера два фольклорных сборника в 1913 и 1914 годах, а также книги В.Ф. Попова и П.П. Ползунова о развитии народного образования в Усть-Сысольске и уезде. Заметным явлением в культурной жизни города были выступления самодеятельных артистов в основном из служащих и учителей в усть-сысольском народном доме. В 1900 году в "Вологодских губернских ведомостях" сообщалось, что "в Усть-Сысольске в виде опыта повторили спектакль для народа по удешевлённым ценам. Первый опыт народного спектакля показал, что зырянская молодежь весьма сочувственно относится к таким увеселениям". В последующие годы в народном доме всё чаще выступают приезжие артисты, широко читаются лекции на различные темы. Своего постоянного профессионального театра в Усть-Сысольске и в Коми крае в целом до революции не было. В коми литературе под влиянием революционных событий в России появляются демократические ростки в поэтическом творчестве М.П. Лебедева, А.А. Маегова, В.Т. Чисталёва, В.И. Лыткпна. Так, в 1908 году В.Т. Чисталёв перевёл стихотворение И.С. Никитина "Песня бобыля". Первые стихотворения М. Лебедева и А. Маегова были опубликованы в фольклорных сборниках А. Цембера, отпечатанных в Усть-Сысольске. В стихотворении "Большая рыба и маленькая рыбка" М. Лебедев намекал на царский манифест 17 октября 1905 года и насмехался над ним. Произведения молодых поэтов были началом их творческой биографии. И неизвестно, как бы сложилась их судьба, если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция.

 

Сыктывкар глазами детей


 
 
 
© 2021, Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар»
   ????? ?????   
при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна