Информируем Вас о том, что с 11 марта 2013 года данная версия сайта является архивной и её обновление прекращается. Новым адресом официального сайта администрации МО ГО "Сыктывкар" является сыктывкар.рф
?? ??????? ????? ????? ???????? ??????

Портал государственных услуг


Общественная палата РК

Город Усть-Сысольск. Просвещение и культура

Версия для печати Отправить на e-mail

31.05

2008

Усть-Сысольск в первой половине XIX века был далёкой провинцией, но не оставался в стороне от культурного развития России. Превращение его в уездный город, увеличение населения, развитие торгово-экономической жизни вызвали потребность в грамотных людях. Однако развитие просвещения и культуры одерживалось отжившими феодально-крепостническими отношениями, реакционной политикой царизма. Ещё в 1786 году правительством был разработан общий план народного образования в России, согласно которому учреждались школы двух ступеней: малые народные училища из двух классов в уездных городах и главные в составе четырёх классов в губернских. Малые народные училища должны были готовить грамотных, умевших хорошо считать и писать людей. Преподавание там велось по учебным планам для 1-го и 2-го классов главного училища. Осуществление этого плана могло бы стать заметным шагом в развитии просвещения. Но строительство народных училищ тормозилось слабым финансированием, недостатком педагогических кадров, тяжёлым правовым и материально-бытовым положением народа. Более того, в широком распространении просвещения среди народных масс, особенно на окраинах, правительство не было заинтересовано, боясь пробуждения классового и национального самосознания масс, оно всячески оттягивало там открытие школ. В представлении столичных кругов зыряне были "дикарями", "инородцами", для которых просвещение и школы — излишняя роскошь. В 1822 году в Усть-Сысольске была открыта церковно-приходская школа, одна на весь уезд. Она являлась первой ступенью в подготовке детей, главным образом духовного сословия, для поступления в духовные училища. Школа долгое время располагалась под колокольней Троицкого собора в двух небольших комнатах. Лишь в 1864 году "отцы города" перевели школу в специально выстроенный деревянный двухэтажный дом. В 1840 году в Усть-Сысольске открылось уездное училище, для которого купец Матвей Новосёлов пожертвовал ветхое деревянное здание. В 1850 году для училища был куплен каменный двухэтажный дом купцов Сухановых (некоторое время назад - краеведческий музей, ныне отдано потомкам Сухановых). В год открытия училища в нём обучалось 42, а в 1850 году — 44 ученика. Г.С. Лыткин, один из "просвещённых зырян", представителей либеральной коми интеллигенции второй половины XIX века, вспоминал: "Я поступил в Усть-Сысоль-ское приходское училище, затем уездное училище. И в приходском, и в уездном училищах (1844—1848 годы) предметы преподавались на русском языке, нам непонятном, русскими учителями, не знавшими зырянского языка; даже наши почтенные законоучители, родом зыряне, или не могли, или почему-то находили ненужным давать нам объяснения на родном языке. Не понимая смысла русских слов, мы зазубривали краткую священную историю, краткий катехизис, краткую грамматику русского языка, краткую историю всеобщую и русскую, географию и геометрию. Из 50 с лишком учившихся в приходском училище уездное окончили только 4, из коих двое были зыряне. Остальные товарищи не вынесли непосильной работы и вышли, не кончивши курса. Позднее появляются первые женские учебные заведения. В 1858 году в Усть-Сысольске открылось второразрядное двухклассное училище. Большим событием в культурной жизни города было открытие в 1837 году первой публичной библиотеки. Членами-учредителями её явились местные чиновники и купцы, пожертвовавшие первоначально для этой цели по 50 рублей ассигнациями и по несколько книг из своих небольших запасов. За пользование библиотекой читатели должны были вносить определённую плату, что затрудняло доступ в неё рядовых горожан. За первые 10 лет существования библиотеки за счёт денежных взносов было собрано 488 рублей серебром, которые были употреблены на покупку новых книг и переплёт старых. В 1848 году в библиотеке насчитывалось около тысячи, а в 1853 году — уже 1737 книг. Выписывалось 25 наименований газет и журналов, среди которых были "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения", "Вестник русского географического общества" и другие. Усть-Сысольская публичная библиотека в то время была одной из лучших библиотек в губернии. Из состава учредителей усть-сысольской публичной библиотеки и его актива впоследствии вышли известные исследователи местного края — П. Богданов, М. Михайлов, Н. Попов, С. Мельников, А. Држевецкий и другие. Частные библиотеки имели некоторые богатые купцы. В статье "Заметки и воспоминания заезжего о зырянах" Ф. Ежов в газете "Вятские губернские ведомости" в 1857 году сообщал, что усть-сысольские купцы, ведущие обширную торговлю с Петербургом, достают оттуда себе одежду и бытовую обстановку, у них имеются гувернантки из Петербурга, дочери порядочно знают музыку и сносно говорят по-французски, и даже есть люди, читающие Байрона в подлиннике. Усть-Сысольск того времени был типичной провинцией, но культурная жизнь этого далекого северного городка была более значительной по сравнению с другими уездными городами. "Несмотря на кажущуюся невзрачность Усть-Сысольска, город этот считается одним из лучших в губернии по общественной жизни",— отмечалось в 1854 году в газете "Вологодские губернские ведомости". Уже в 50-е годы некоторые из представителей местной интеллигенции начинают собирать народные предания, фольклор и публикуют ряд статей по истории и этнографии в неофициальной части "Вологодских губернских ведомостей". Так, в 1850 году на её страницах (№ 1—52) печатается работа усть-сысолъского учителя М.И. Михайлова "Усть-Вымь", представляющая первый опыт освещения исторического прошлого народа коми. Учитель приходского училища Е. Кичин публикует в той же газете ряд небольших историко-этнографпческих очерков, например, "Братчина — зырянское обыкновение" (1852, № 18), "Старинный свадебный обычай" (1853, № 34), "Об основании города Усть-Сысольска" (1853, № 47—49). Незаурядной эрудицией, остротой постановки общественных вопросов и публицистичностью отличались статьи П.В. Кокшарова, сына священника усть-сысольокого Троицкого собора, окончившего Московскую духовную академию. В 1827 году в Усть-Сысольске побывал действительный член Петербургской Академии наук А. Шёгрен, крупный исследователь языков, фольклора, этнографии и истории финно-угорских народов. С его именем связано начало систематического научного изучения коми языка. В частности, по его инициативе шежамский священник В. Михайлов, усть-сысольский мещанин И. Мальцев и купеческий сын А. Суханов начали составлять "Русско-зырянский словарь". С 1831 года составление словаря взял под своё руководство штабс-капитан в отставке Н.П. Попов. Словарь в 4 томах был закончен в 1843 году и представлен в Академию наук. Он содержал около 50 тысяч слов. По советам академика А. Шёгрена он был переработан и снова представлен в Академию в 1864 году, в нём было около 60—70 тысяч слов. Оба варианта были куплены Академией наук, но, к сожалению, они не были изданы, хотя сыграли большую роль при составлении других словарей XIX века (Ф.И. Видемана, Г.С. Лыткина и других). Рукописи словарей в настоящее время хранятся в архиве Санкт-Петербургского отделения института востоковедения АН РФ. Всячески препятствуя стремлению народа коми к просвещению и культуре, царизм не мог, однако, подавить творческие силы народа, создавшего свою самобытную национальную культуру, своё устное народное творчество и искусство. В городе не было ни клубов, ни театра. Для простого народа изредка устраивались народные гулянья в дни храмовых престольных праздников и открытия Георгиевской ярмарки. Писатели и этнографы, бывавшие в Усть-Сысольске, всегда отмечали положительные стороны быта горожан — честность, отсутствие воровства и пьянства. профессор Н.И. Надеждин, который жил в Усть-Сысольске в 1836—1839 годах, неоднократно рассказывал о радушии зырян своим близким друзьям. В очерке "Народная поэзия у зырян" (1839 год) учёный высоко оценил самобытную и оригинальную поэзию коми. С большой теплотой отзывался он о прослушанных в Усть-Сысольске народных песнях коми. "Какая простота! Какая живопись! Какая музыка! —писал он об этих песнях. — Тряхнув учёностью, я мог бы доказать, что в зырянской поэзии соединяются и восточная антифония, и классический ритм, и романтическая рифма". Очень слабой была в городе медицинская помощь населению. Лишь в 1815 году появилась первая больница — на две кровати, в частном доме. В ней помещались больные из числа нижних воинских чинов местной инвалидной команды, а также, за "умеренную плату", горожане. Штаб-лекарь Попов жаловался городничему, что "лекарства больным во оной больнице по причине угару и холоду не в пользу". Позднее (в 1819 году) "отцы города" за счёт общественных средств купили для больницы отдельный деревянный дом, медицинский персонал возрос до трёх человек (1836 год), а число коек увеличилось до десяти (1855 год). Однако для Усть-Сысольска и уезда это было явно недостаточно. В 1836 году от болезней в городе умерло 130 человек. Не только в уезде, но и в самом городе не было амбулаторий, аптек. Едва ли не главным сдвигом в медицинском обслуживании явились предохранительные прививки от оспы, которые делал единственный в городе оспопрививатель. Таков был уровень санитарно-лечебного дела в Усть-Сысольске в середине XIX века. Таким образом, Усть-Сысольск в дореформенный период во многом ещё оставался феодальным городом. Он являлся центром торговой жизни края. Но в то же время его экономика в большой мере носила земледельческий характер. Значительного развития процесс общественного разделения труда и роста товарного производства в городе не получил. Господствовавший в России феодально-крепостнический строй тормозил развитие производительных сил. Это во многом определяло и облик Усть-Сысольска, его хозяйственное состояние, правовое положение городского населения в системе сословий дореформенной России. Городское самоуправление носило, по существу, формальный характер, поскольку находилось под жёстким контролем государственного аппарата царской власти.

 

Сыктывкар глазами детей


 
 
 
© 2021, Официальный сайт АМО ГО «Сыктывкар»
   ????? ?????   
при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна