- СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Здравоохранение
Основными задачами деятельности муниципальных учреждений здравоохранения (далее по тексту - МУЗ) администрации МО ГО "Сыктывкар" являются организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В течение 2008 года для оказания первичной и специализированной медицинской помощи жителям, проживающим на территории МО ГО «Сыктывкар», работали 9 муниципальных учреждения здравоохранения, в том числе: - 2 больницы с поликлиническими структурными подразделениями;
- 6 самостоятельных поликлиник (3 взрослых, 3 детских);
- 1 станция скорой медицинской помощи.
Выполнение в 2008 г. МУЗ МО ГО «Сыктывкар» производственных показателей по оказанию бесплатной медицинской помощи на территории МО ГО «Сыктывкар»
Вид бюджетного учреждения | Наименование показателя | План 2008г. | Факт 2008г. | % выполнения плана | Круглосуточный стационар | Койко-дни, тыс. | 78,5 | 76,4 | 97,3 | Летальность пациентов, % | 2,0 | 2,0 |
| Поликлиника (амбулаторно-поликлиническая служба) | Посещения, тыс. | 1475,0 | 1500,6 | 101,7 | Флюорографические осмотры населения от числа подлежащих, % | 80,0 | 78,6 |
| Дневной стационар (амбулаторно-поликлиническая служба) | Пациенто-дни, тыс. | 82,9 | 84,5 | 101,9 | Скорая помощь | Вызова | 80,7 | 88,1 | 109,2 |
В целях повышения качества оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению с 1 января 2008 года было организовано оказание неотложной медицинской помощи населению в муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях г.Сыктывкара.
Результаты оказания скорой медицинской помощи населению за 2008 год по данным МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи»
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | Динамика | 1. Количество вызовов по оказанию неотложной медицинской помощи, переданных МУЗ «СССМП» в МУЗ (поликлиники) | 0 | 13 900 | + 13 900 | 2. Количество неотложных вызовов, обслуженных МУЗ «СССМП» | 45 193 | 34 860 | - 10 333 | 3. Среднее время ожидания бригады (факт), мин. | 13,6 | 12,4 | -1,2 | 4. Процент детей до 17 лет, обслуженных педиатрами | 56,0 | 60,2 | +4,2 | 5. Процент вызовов, обслуженных врачами | 35,1 | 45,6 | + 10,5 | 6. Процент вызовов по случаям болезни системы кровообращения, обслуженных врачами | 56,5 | 68,7 | + 12,2 | 7. Процент вызовов с ИБС, обслуженных врачами | 80,1 | 87,0 | +6,9 | 8. Своевременность выполнения экстренных вызовов, % | 93,6 | 95,8 | +2,2 |
Экономия по найму транспортных средств по МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» (в связи с внедрением пилотного проекта по разделению функций скорой медицинской помощи и неотложной медицинской помощи) составила 300 тыс. руб. и была направлена на приобретение медикаментов с целью поэтапного введения новых стандартов оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе и замену старых дисплеев (по результатам аттестации рабочих мест).
Мероприятия по укреплению материально-технической базы МУЗ в 2008 году - Заключены договоры на проведение ремонтных работ на сумму 16,7 млн. руб. за счет средств местного бюджета, в т.ч. по учреждениям:
Наименование МУЗ | Заключено договоров | Исполнено | % исполнения | Сыктывкарская городская больница (ремонт врачебной амбулатории в п.г.т. Седкыркещ) | 5,4 | 5,4 | 100,0 | Центральная поликлиника г.Сыктывкара (ремонт отдельно стоящих зданий) | 5,1 | 5,1 | 100,0 | Сыктывкарская городская поликлиника №3 (устройство шатровой крыши) | 5,7 | 5,7 | 100,0 | Сыктывкарская детская поликлиника №3 (текущий ремонт кабинетов, замены труб ГВС, отопления) | 0,5 | 0,5 | 100,0 | ИТОГО: | 16,7 | 16,7 | 100,0 |
2. Приобретено медицинское оборудование за счет средств местного бюджета на сумму 14,4 млн. руб., в т. ч.: - рентгендиагностический телеуправляемый аппарат для МУЗ «СГП №3»;
- оборудование для МУЗ «СГБ №1» (артроскоп и инструментарий для малоинвазивной хирургии);
- дооснащение диагностическим оборудованием согласно Приказу МЗ и CP РФ от 01.12.2005 №753 «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований»;
- оборудование в рамках целевой программы «Профилактика внутрибольничных инфекций в МУЗ на 2008-2010 гг.»;
- 2 паровых стерилизатора для МУЗ «СГП №3»;
- 2 стоматологические установки в МУЗ «СГП №2».
3. Приобретена мебель, оргтехника и прочее оборудование на сумму 4,2 млн. руб. На оборудовании, поступившим в МУЗ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 гг., выполнено 348 тыс. исследований.
Повышение квалификации в 2008 году
На повышение квалификации врачей (25 человек) и среднего медицинского персонала (100 человек) направлены средства в сумме 929,1 тыс. руб. (освоение составило 100,0% от запланированного на 2008 год).
- Обязательное медицинское страхование
В рамках утвержденной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию согласованы тарифные соглашения по лечебно-профилактическим учреждениям МО ГО "Сыктывкар" на оказание медицинской помощи в 2008 году на общую сумму 463,3 млн. руб.; оказано медицинских услуг и принято на оплату страховыми медицинскими организациями и ФОМС РК по всем видам медицинской помощи на общую сумму 478,0 млн. руб.
Анализ выполнения объемных и финансовых показателей по видам медицинской помощи, предоставляемых в рамках Программы обязательного медицинского страхования за 2008 год по ЛПУ МО ГО "Сыктывкар" Амбулаторно-поликлиническая помощь:
| Объемные показатели (тыс. посещений) | Финансовые показатели (млн. руб.) |
| план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | Отклонение факта от плана | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 1353,1 | 1383,9 | 102,3 | 196,9 | 204,6 | 103,9 | 7,7 | ЛПУ Эжвинского района | 515,5 | 545,1 | 105,7 | 80,2 | 84,4 | 105,2 | 4,2 | ИТОГО: | 1868,6 | 1929,0 | 103,2 | 277,1 | 289,0 | 104,3 | 11,9 |
Стационарная помощь:
| Объемные показатели (тыс. койко-дней) | Финансовые показатели (млн. руб.) |
| план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | Отклонение факта от плана | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 61,2 | 59,0 | 96,4 | 49,2 | 47,3 | 96,1 | -1,9 | ЛПУ Эжвинского района | 141,2 | 144,7 | 102,5 | 114,3 | 118,6 | 103,8 | 4,3 | ИТОГО: | 202,4 | 203,7 | 100,6 | 163,5 | 165,9 | 101,5 | 2,4 |
Стационар дневного пребывания:
| Объемные показатели (тыс. дн. лечения) | Финансовые показатели (млн. руб.) |
| план | факт | % выполнения | план | факт | % выполнения | Отклонение факта от плана | Муниципальные ЛПУ г.Сыктывкара | 79,7 | 79,7 | 100,0 | 16,1 | 16,6 | 103,1 | 0,5 | ЛПУ Эжвинского района | 39,0 | 38,2 | 97,9 | 6,7 | 6,5 | 97,0 | -0,2 | ИТОГО: | 118,7 | 117,9 | 99,3 | 22,8 | 23,1 | 101,3 | 0,3 |
Анализ объемных и финансовых показателей по стационарам дневного пребывания за 2008 год показал следующее: - в целом по муниципальным ЛПУ г.Сыктывкара выполнение плана составило 100,0%, в том числе по МУЗ «Центральная поликлиника г.Сыктывкара» - 91,2%; МУЗ «Сыктывкарская детская поликлиника №3» - 95,9%; МУЗ «Сыктывкарская городская поликлиника №2» - 108,6% и МУЗ «Сыктывкарская городская поликлиника №3» -108,9%.
- в целом по ЛПУ Эжвинского района выполнение плана составило 97,9%, в том числе по МУЗ «Эжвинская детская городская поликлиника» - 94,2%; МУЗ «Эжвинская городская поликлиника» - 96,7%; ЛПО ОАО «Монди Бизнес Пейпа СЛПК» - 109,1%.
Кроме того, за счет средств, предусмотренных на финансирование Программы обязательного медицинского страхования Республики Коми, осуществлялся централизованный закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, По централизованному закупу поступили лекарственные средства в ЛПУ МО ГО "Сыктывкар" на сумму 46,3 млн. руб.
Итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году 1. Финансовое обеспечение расходов на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, осуществлял ФОМС РК. В 9 ЛПУ города Сыктывкара, участвующих в реализации государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, на начало 2008 года было заключено 144 дополнительных соглашений с врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми и врачами общей (семейной практики), на конец 2008 года – 153; и с участковыми медсестрами, соответственно, на начало года - 154 и на конец года -163. В 2008 году поступили средства в ЛПУ города Сыктывкара на дополнительные выплаты стимулирующего характера в размере 51,7 млн. руб., израсходовано ЛПУ на выплаты 42,1 млн. руб. (81,4% от запланированного на 2008 год).
2. Дополнительная диспансеризация работающих граждан в 2008 году. На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан были заключены договоры с 4 ЛПУ города Сыктывкара: МУЗ «Центральная поликлиника г.Сыктывкара», МУЗ «Сыктывкарская городская поликлиника №2», МУЗ «Сыктывкарская городская поликлиника №3» и МУЗ «Эжвинская городская поликлиника». Приказом Министерства здравоохранения РК от 12.03.2008 №3/33 был определен план проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан ЛПУ города Сыктывкара в количестве 19 647 человек. По результатам медико-экономической экспертизы реестров филиалом ФОМС были приняты от ЛПУ 19 647 законченных случаев дополнительной диспансеризации работающих граждан. По принятым счетам-реестрам за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в ЛПУ было направлено 19,1 млн. руб.
3. Диспансеризация находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году были заключены договоры по проведению диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 5 ЛПУ города Сыктывкара: МУЗ «Сыктывкарская детская поликлиника №1», МУЗ «Сыктывкарская детская поликлиника №2», МУЗ «Сыктывкарская детская поликлиника №3», МУЗ «Эжвинская детская городская поликлиника» и МУЗ «Сыктывкарская городская больница»; количество счетов за проведенную диспансеризацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 1313 на общую сумму 2,0 млн. руб.
- Культура
На территории МО ГО "Сыктывкар" (в т.ч. п.г.т. В. Максаковка, Краснозатонский, Седкыркещ) продолжили свою работу 11 муниципальных учреждений культуры, включая централизованную библиотечную систему с центральной библиотекой и 15 библиотек-филиалов, 8 учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры, 7 учреждений дополнительного образования детей в сфере спорта. В рамках Программы реформирования муниципальных финансов в 2008 году были внедрены программные комплексы: «Расчет нормативов подушевого бюджетного финансирования предоставления муниципальной услуги дополнительного образования детей на территории МО ГО «Сыктывкар» и «Управление деятельностью культурно–досуговых учреждений». В 2008 году управлением культуры администрации МО ГО "Сыктывкар" были проведены для населения города 65 городских мероприятий с общим обхватом 265,3 тыс. чел., из них: 30 мероприятий - для молодежи. В «молодежных» мероприятиях приняли участие более 40,0 тыс. чел. (более 50,0% от общего числа молодежи). В 2007 году было проведено более 40 молодежных и 33 общегородских мероприятий, в которых приняли участие более 112,3 тыс. чел., из них в молодежных мероприятиях - 32,1 тыс. чел., что составило более 49,0% от общего числа молодежи.
Молодежная политика
Численность молодёжи в г.Сыктывкаре в возрасте от 15 до 30 лет составила 76,8 тыс. чел. В 2008 году на проведение молодежных мероприятий было выделено 1,6 млн. руб. Приоритетная цель молодёжной политики – активное вовлечение молодого поколения в социально – экономическую и культурную жизнь города. В конце года был создан молодежный консультативный совет при Совете МО ГО "Сыктывкар", целью деятельности которого стало привлечение внимания городских властей к проблемам молодежи, привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни города, формирование у молодежи правовой и политической культуры. Основные проблемы: - отсутствие базы для проведения мероприятий;
- несовершенство законодательной базы в сфере молодежной политике;
- недостаток социальной рекламы;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры для вовлечения молодежи.
Муниципальные учреждения культуры г.Сыктывкара
В 2008 году муниципальными учреждениями культуры проведено 1873 мероприятия различной направленности, включая кинопоказы (в 2007 - 2490). Продолжили свою работу 128 клубных формирований – кружки, студии, клубы по интересам, творческие объединения и т.д. (в них занимаются порядка 2774 человек); клубных формирований для детей до 14 лет – 40 (в них занимается 980 человек). Продолжили свою деятельность Центральная городская библиотека, центральная городская детская библиотека и 15 библиотек-филиалов. Общий книжный фонд составил 335,6 тыс. экз. (в 2007 году – 331,6 тыс. экз.). В 2008 году в централизованной библиотечной системе зарегистрировано 29,4 тыс. пользователей, число читателей-детей до 14 лет – 11,8 тыс. чел., книговыдача составила 740,2 тыс. документов, количество посещений – 238,2 тыс. в год, выделено на комплектование библиотечного фонда, в т.ч. на периодические издания, 928,2 тыс. руб. В 2007 году в централизованной библиотечной системе было зарегистрировано пользователей – 29,5 тыс. чел., число читателей – детей до 14 лет – 11,6 тыс. чел., книговыдача составила 750,3 тыс. документов, количество посещений – 240,6 тыс. в год. Незначительное снижение показателей в 2008 году произошло в связи с закрытием библиотеки в п.В.Чов (филиал №19) по причине аварийного состояния здания. В 2008 году Централизованной библиотечной системой при грантовой поддержке Министерства культуры РК, Министерства по делам национальностей РК были реализованы два проекта: «Чтение как способ самовыражения», «Создание путеводителя по журналу «БИ КИНЬ». Специалистами централизованной библиотечной системы был выпущен путеводитель по памятникам, памятным знакам, и мемориальным доскам г.Сыктывкара «Время не властно над нами» (тираж 150 экз.). Проблемы муниципальных учреждений культуры: - отсутствие городского Дворца культуры;
- устаревшая или полностью отсутствующая оргтехника в учреждениях культуры;
- отсутствие специального концертного светового и звукового оборудования, мебели;
- недостаточное финансирование капитальных и текущих ремонтов;
- отсутствие автотранспорта для выездных концертов.
Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и спорта
В 2008 году функционировали 8 учреждений дополнительного образования сферы культуры с общим контингентом учащихся – 2032 чел. (2007г.- 1812 чел.). Развитие и поддержка дополнительного образования детей в г.Сыктывкаре осуществляется управлением культуры администрации МО ГО «Сыктывкар» по следующим приоритетным направлениям: - реализация образовательных программ дополнительного образования следующей направленности: художественно – эстетической; культурологической; туристско–краеведческой; экологической; спортивно – патриотической;
- концертно–просветительская деятельность;
- выставочная деятельность;
- организация поездок учащихся на конкурсы, фестивали;
- поддержка одаренных детей.
За отчетный период 7 учащихся образовательных учреждений дополнительного образования получили стипендию Правительства Республики Коми как одаренные дети. В МОУДОД «Детская хореографическая школа г.Сыктывкара» и «Сыктывкарская детская музыкальная школа» осуществлены постановки детских музыкальных и балетных спектаклей. В 2008 году МОУДОД «Сыктывкарская детская музыкальная школа» был проведен открытый городской конкурс «Мини – Маэстро», в котором приняли участие 128 учащихся, в т.ч. из городов Северо–Западного региона (Великий Устюг, Котлас, Коряжма, Киров, Кировская обл.). В течение года учащиеся школ неоднократно выезжали на конкурсы в другие регионы страны и завоевывали победы и престижные награды. Проблемы учреждений дополнительного образования в сфере культуры: - отсутствие лицензий на право ведения образовательной деятельности у следующих учреждений: Детская хореографическая школа г.Сыктывкара, Детская художественная школа г.Сыктывкара (основная причина – несоответствие зданий и баз санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, аварийное состояние);
- отсутствие концертных залов в учебных заведениях, отвечающих современным требованиям; школы вынуждены арендовать концертные площадки республиканских учреждений культуры и искусства;
- отсутствие у школ собственного автотранспорта.
В 2008 году функционировали 7 учреждений дополнительного образования детей сферы спорта с общим числом учащихся 4 312 человек (2007г. – 4 350 чел.). На конец года в детско-юношеских спортивных школах подготовлено 7 Мастеров спорта России, 53 Кандидата в мастера спорта, 60 спортсменов 1 разряда. Женская баскетбольная команда «Зыряночка» в Чемпионате России сезона 2007-2008 гг. (Высшая лига) заняла 5 место. В 2008 году в г.Сыктывкаре проведены следующие массовые и значимые соревнования: - массовая лыжная гонка «Лыжня России» (10,0 тыс. участников);
- День бега «Кросс наций» (10,0 тыс. участников);
- соревнования по спортивному ориентированию «Российский азимут» (3,0 тыс. участников);
- соревнования, посвященные Дню победы (легкоатлетическая эстафета, спортивное ориентирование, туристское многоборье, автомногоборье) – свыше 1,0 тыс. участников;
- спартакиада среди общеобразовательных школ города по 15 видам спорта (около 2,0 тыс. участников);
- городской конкурс «Сыктывкарская лыжня».
Учащиеся ДЮСШ принимали активное участие во всех общегородских праздниках: День города, День молодежи, День физкультурника, День Победы, День ВДВ, новогодние мероприятия, месячник спортивно-массовой и патриотической работы и др. По итогам круглогодичной Спартакиады среди городских муниципальных образований в 2008 году г.Сыктывкар занял 1 место. В 2008 году на территории МО ГО "Сыктывкар" проведено 139 республиканских и российских соревнований. Наиболее значимыми из них явились: - Чемпионат России по лыжным гонкам;
- Всероссийские соревнования по лыжным гонкам на призы Заслуженного мастера спорта Р. П. Сметаниной;
- Чемпионат России по рукопашному бою;
- Первенство России по тэквондо.
Третий год подряд в целях привлечения к систематическим занятиям физкультурой и спортом жителей окраин города проводилась, ставшая круглогодичной, Спартакиада поселков города Сыктывкара. Летом 2008 года в ДЮСШ работали профильные лагеря с дневным пребыванием (при общеобразовательных школах города) с общим охватом - 303 чел., работал 1 отряд (17 чел.) в лагере труда и отдыха при КДЮСШ №2; 313 учащихся ДЮСШ выезжали на отдых за пределы Республики Коми, в такие города, как: Сочи, Геническ, Киров, Анапа, Туапсе, Йошкар-Ола и др. Проблемы муниципальных ДЮСШ и системы физической культуры и спорта: - крайне низкая обеспеченность спортивными сооружениями, особенно относящимися к муниципальной собственности;
- существующие спортивные сооружения требуют ремонта;
- недостаток спортивного инвентаря;
- недостаточно финансирование на проведение спортивных мероприятий, учебно-тренировочных сборов как по спортивным школам, так и в целом по городу;
- отсутствует централизованная система повышения квалификации и переподготовки кадров тренерско-преподавательского, инструкторского и административного состава ДЮСШ.
- Образование
В 2008 году деятельность муниципальных учреждений образования МО ГО «Сыктывкар» осуществлялась в соответствии с полномочиями, определенными законодательством РФ и РК об образовании и ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и была направлена на достижение стратегических целей: - обеспечение доступности качественного общего образования для всех слоев населения в соответствии с требованиями законодательства РФ, РК с учетом специфики социально-культурной сферы республики и города;
- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества с целью их гражданского, культурного, этнического, социального самоопределения;
- повышение эффективности управления, развитие инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений.
На территории МО ГО «Сыктывкар» в 2008 году образовательные услуги оказывали 52 учреждения образования. В 2008 году проведена оптимизация сети учреждений: реорганизованы НШДС №44 в МДОУ «Детский сад №44 общеобразовательного вида», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» в МОУ «Основная общеобразовательная школа №34». Данная сеть образовательных учреждений обеспечила территориальную доступность образовательных услуг для 25 939 граждан города в возрасте от 6,5 до 18 лет и 100,0% охват детей основным общим образованием.
Сеть муниципальных учреждений образования МО ГО «Сыктывкар» Показатели | 2007 | 2008 | Охват детей программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, чел. | 26279 (6550 - Эжва) | 25939 (6356 – Эжва) | Количество муниципальных общеобразовательных школ, ед. | 46 | 45 | Количество учреждений дополнительного образования детей, ед. | 17 | 17 | Удельный вес ОУ, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности, % | 100 | 100 | Удельный вес аккредитованных ОУ, % | 94 | 92 | Охват детей основным общим образованием, % | 100 | 100 | Средняя наполняемость классов, чел. | 23,4 | 23,5 |
Снижение удельного веса аккредитованных учреждений связано с реорганизацией ряда учреждений в 2007 и 2008 годах, управлением образования проводится плановая работа по их аккредитации в соответствии с законодательством В 2008 году продолжена работа по развитию вариативности образовательных услуг в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования в РФ и РК в целях удовлетворения образовательных потребностей различных категорий граждан.
Развитие вариативности образовательных услуг
| 2007 | 2008 | Удельный вес учащихся, охваченных программами углубленного изучения предметов, % | 20,6 | 21,7 | ОУ, перешедшие на БУП-2004/охват детей, ед. | 13/3458 | 14/7903 | Количество ОУ, отрабатывающих модели предпрофильной подготовки и профильного обучения, ед. | 10 | 10 | % от общего количества учащихся 9 классов, охваченного предпрофильной подготовкой | 40,4 | 46,5 | % учащихся 10-11 классов, обучающихся по программам профильного обучения | 13,3 | 15,3 | Удельный вес учащихся, изучающих коми язык, % | 31 | 31 | Удельный вес учащихся, изучающих предметы НРК, % | 32 | 42 | Удельный вес ОУ, в которых организовано изучение иностранных языков в начальной школе, % | 53 | 61 | Удельный вес ОУ, организующих изучение информатики в начальной школе, % | 34 | 41 | Количество ОУ, реализующих программы компенсирующего обучения / кол-во учащихся по программам компенсирующего обучения, ед. | 8/192 | 8/207 |
В рамках ведомственной программы «Юный сыктывкарец 21 века» продолжена реализация проектов, направленных на становление гражданской и социальной активности учащихся, формирование здорового образа жизни, творческое развитие детей.
Развитие воспитательного пространства муниципальной системы образования
| 2007 | 2008 | Охват детей дополнительным образованием, % | 78 | 80 | Охват детей внеурочной спортивно-оздоровительной деятельностью, чел. | 6870 | 7212 | Количество городских воспитательных мероприятий для учащихся, ед. | 139 | 150 | Охват детей городскими конкурсными мероприятиями, чел.: -проект «Интеллектуальный марафон» -фестиваль детского творчества «Юное дарование» -городская спартакиада школьников | 10554 3454 2800 4300 | 12289 4798 3000 4500 | Количество учащихся - призеров городских конкурсных мероприятий, чел. | 1425 | 1725 | Удельный вес учащихся – членов ГДОО «Смена», чел. | 3046 | 3248 | Охват детей летним трудом и отдыхом, чел. | 17965 | 18360 | Охват учащихся программами психолого-педагогического сопровождения, чел. | 6700 | 7308 |
В течение года реализовывался комплекс мер по развитию системы поддержки социально-незащищенных категорий учащихся, творчески-одаренных учащихся, педагогов с целью обеспечения доступности образования; по повышению престижа успешной учебной и творческой деятельности школьников.
Реализация мер социальной поддержки субъектов образовательного процесса | 2007 | 2008 | Финансовая поддержка социально-незащищенных категорий учащихся, млн. руб. | 1,6 | 2,6 | Стипендиаты главы администрации МО ГО «Сыктывкар», чел. | 91 | 87 | Победители конкурсного отбора на грант главы администрации талантливой молодежи, чел. | 23 | 30 | Количество педагогов-лауреатов премии главы администрации МО ГО «Сыктывкар», награжденных муниципальным знаком отличия «Чаша знаний», чел. | 48 | 30 | Количество ОУ - лауреатов премии главы администрации МО ГО «Сыктывкар», ед. | 11 | 11 | Количество педагогов, получающих вознаграждение за выполнение функций классных руководителей, чел. | 808 | 806 |
С целью отработки нового содержания и современных образовательных технологий продолжена работа по развитию опытно-экспериментальной, инновационной деятельности образовательных учреждений. Ее результативность подтверждается участием образовательных учреждений в конкурсных мероприятиях республиканского и всероссийского уровней.
Инновационная деятельность в образовательной системе
| 2007 | 2008 | Участие ОУ в опытно-экспериментальной работе, % | 41,0 | 48,9 | Удельный вес общеобразовательных учреждений, работающих на основе комплексных программ развития, % | 52 | 75 | Количество призовых мест ОУ в конкурсах республиканского и российского уровней, ед. | 24 | 25 | Количество образовательных учреждений – победителей ПНП «Образование», ед. | 9 | 11 | Количество образовательных учреждений – республиканских ресурсных центров общего образования, ед. | - | 3 | Количество педагогов – победителей ПНП «Образование», чел. | 33 | 33 |
Одним из приоритетных направлений развития отрасли является повышение эффективности управления в сфере образования. В 2008 году получили развитие механизмы государственно-общественного управления отраслью, проводилась целенаправленная работа по освоению методов эффективного функционирования образовательных учреждений в режиме финансово-хозяйственной самостоятельности; осуществлялись плановая переподготовка руководителей учреждений образования, переход на новую отраслевую систему оплаты труда. Получила развитие деятельность по привлечению финансовых средств посредством реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», муниципальных целевых программ.
Повышение эффективности управления в сфере образования
| 2007 | 2008 | Удельный вес ОУ, находящихся на финансово-хозяйственной самостоятельности, % | 55,0 | 57,5 | Количество ОУ, имеющих Попечительские Советы, ед. | 29 | 29 | Количество образовательных учреждений, публикующих открытые отчеты, ед. | 8 | 15 | Удельный вес руководителей ОУ, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», % | 12,5 | 21,0 | Удельный вес внебюджетных средств в общем объеме финансирования, % | 6,7 | 7,0 | Процент обновления основных фондов ОУ (развитие отрасли), % | 3,5 | 3,1 | Объем привлеченных средств посредством участия в реализации муниципальных целевых программ, мероприятий в рамках ПНП «Образование», млн. руб. | 41,1 | 41,2 |
В 2008 году начата работа по проектированию муниципальной системы оценки качества образования. Начата работа по выполнению стандартов качества предоставления муниципальных услуг в области образования и утвержден порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг установленным стандартам; введены критерии и показатели оценки деятельности муниципальных образовательных учреждений. Осуществляемая деятельность по обеспечению доступности, повышению качества образовательных услуг способствовала достижению в 2008 году следующих результатов:
| 2007 | 2008 | Уровень обученности, % | 99,6 | 99,6 | Качество обучения, % | 44,6 | 44,5 | Средний показатель качества освоения образовательных программ по результатам ЕГЭ / республиканский показатель, % | 54,8/ 51,7 | 60,3/ 50,1 | Качество результатов итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме, % | 83,7 | 71,0 | Количество выпускников 9,11 классов, добившихся особых успехов в освоении основных образовательных программ, % | 17,8 | 20,8 | Количество призовых мест, завоеванных учащимися на республиканских, российских и международных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, ед. | 221 | 243 | Удельный вес выпускников, продолживших обучение в вузах, % | 86,2 | 82,2 | Количество общественно-опасных деяний, совершенных учащимися ОУ, ед. | 74 | 64 | Количество преступлений, совершенных учащимися ОУ, ед. | 141 | 112 | Количество учащихся, совершивших административные нарушения, чел. | 654 | 505 |
Таким образом, показатели работы отрасли образования МО ГО «Сыктывкар» по итогам 2008 года свидетельствуют об эффективности ее функционирования и развития. Однако наряду с положительными результатами имеются проблемы, решение которых - значимый фактор развития системы. Наиболее существенными являются: - значительный процент зданий образовательных учреждений, требующих капитального ремонта;
- низкий процент выделения финансовых средств на обновление основных фондов образовательных учреждений;
- низкий уровень заработной платы педагогов и незначительность роста ее размеров в сравнении с темпами инфляции;
- отсутствие автоматизации систем управленческой деятельности, сложность решения данного вопроса на муниципальном уровне в силу необходимости создания единого информационного поля республиканского уровня;
- низкий уровень внедрения цифровых образовательных ресурсов, необходимость увеличения темпов автоматизации рабочих мест педагогов, оснащения компьютерной техникой учреждений дополнительного образования детей;
- трудности реализации концепции профильного обучения в силу несформированности нормативной основы ее реализации на федеральном уровне.
- Дошкольное образование
В 2008 году муниципальная дошкольная образовательная система была представлена 81 образовательным учреждением 3-х типов (2007 году – 64 образовательными учреждениями), в том числе: - 79 дошкольных образовательных учреждений различных видов (общеразвивающего вида, компенсирующего вида, комбинированного вида, детские сады присмотра и оздоровления, центры развития ребенка);
- 1 образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Прогимназия);
- 1 специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад).
Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребность общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. В области специального образования для детей с ограниченными возможностями сохранена сеть специализированных образовательных учреждений. На 01.01.2009 года доля образовательных учреждений «специализированного вида» от общего числа образовательных учреждений составила 12,0% (9 образовательных учреждений).
Итоги деятельности управления дошкольного образования В дошкольных образовательных учреждениях города воспитывается и обучается 14973 дошкольника, что составляет 67,0% от общего числа детей от 2-х месяцев до 7 лет (2007 году – 13899 детей). Число детей дошкольного возраста, посещающих специализированные учреждения, составило 5,0% (862 ребенка) от общего числа дошкольников, охваченных дошкольным образованием в городе. По данным статистической отчетности на 01.01.2009 года охват детей услугами дошкольного образования составил 83,0% от общего количества детей дошкольного возраста (2007 год – 83,0%), что превысило данные показатели охвата детей дошкольного возраста по Российской Федерации на 17,0%, по Республике Коми - на 5,0%. Существующая тенденция к ежегодному увеличению общей численности детей дошкольного возраста в городе оставляет проблему несоответствия существующей сети дошкольных образовательных учреждений количеству граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, и проблему превышения предельной наполняемости групп в соответствии с установленными требованиями. Средняя укомплектованность дошкольных образовательных учреждений превысила норму: на 100 имеющихся мест - 131 ребенок. Средняя наполняемость групп составила 26-27 человек, что оказывает негативное влияние как на состоянии здоровья детей и педагогов, так и на организацию воспитательно-образовательного процесса. С целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения, на муниципальном уровне отрасль дошкольного образования отдельным разделом вошла в «Концепцию социально – экономического развития МО ГО «Сыктывкар» на период до 2010 года» и была определена одним из приоритетных направлений социально – экономического развития города. В 2008 году реализовывалась ведомственная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования города Сыктывкара на 2008-2010 гг.». В результате данной работы: - в феврале и апреле 2008 года были созданы 4 новых дошкольных образовательных учреждения (МДОУ № 77, 41, 51, 110);
- с августа 2008 года получил лицензию на образовательную деятельность и начал свою работу «Детский сад №41»;
- после завершения ремонтных работ открылся МДОУ «Детский сад №77»;
- после завершения ремонтных работ (в IV квартале 2009 года) планируется открытие «Детского сада №51», «Детского сада №110».
Реализация вышеуказанных мероприятий позволила создать дополнительно к существующей сети дошкольных учреждений 480 мест. В сравнении с 2007 годом дополнительно были открыты 16 групп на 320 мест. С целью увеличения процента охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, в городе апробирован опыт внедрения вариативных моделей дошкольного образования в форме групп кратковременного пребывания. Дошкольным образованием дополнительно было охвачено 60 детей раннего возраста. Таким образом, проблема обеспечения доступности дошкольного образования решается сегодня в основном за счет использования внутренних резервов системы образования и развития вариативных моделей охвата детей дошкольным образованием. В настоящее время все свободные площади в детских садах заполнены оптимально. Несмотря на принимаемые меры, решить проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях в ближайшее время не возможно без строительства новых детских садов. Прогнозная потребность в услугах дошкольного образования показывают, что решить полностью проблему возможно за счет строительства 7 дошкольных образовательных учреждений на 280 мест. Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. В муниципальных ДОУ размер родительской платы приведен в соответствие с ограничивающими его размер требованиями законодательства и составляет, в среднем, от 16,0 до 18,0% от фактических затрат на содержание ребенка. Анализ организации питания детей и процент выполнения натуральных норм по основным видам продуктов в 2008 году показал, что в связи с резким повышением цен на продукты питания, установленный размер родительской платы не покрывал расходы на оплату продуктов питания. Учитывая вышеизложенное, размер родительской платы в 2008 году повышался дважды, что позволило обеспечить выполнение норм основных продуктов питания. Размер родительской платы: - в детских садах (III категории) составил 1250 руб. в месяц (в 2007 – 800 рублей);
- в детском саду общеразвивающего вида (II категории) – 1450 руб. в месяц (в 2007 году – 100 рублей);
- в Центрах развития – детский сад (I категории) – 1550 руб. в месяц (в 2007 году – 1050).
В рамках обеспечения мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, разработан Порядок освобождения от родительской платы родителей (законных представителей), имеющих детей с отклонениями в развитии, детей с туберкулезной интоксикацией, а также родителей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей. На 50,0% освобождены от родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях родители (законные представители), имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей, имеющих статус многодетной семьи. По муниципальному образованию число таких родителей (законных представителей) составило 504. Освобождены от платы на 100,0% за содержание ребенка в муниципальных ДОУ родители (законные представители), имеющие детей с проблемами в развитии. Это детские сады для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно–двигательного аппарата, для детей с бронхо-легочной патологией, для тубинфицированных детей, с нарушениями зрения. По муниципальному образованию – 884 родителя (законных представителя). 13 244 родителя (законных представителя) имели право на компенсацию части родительской платы. Сумма средств, перечисленных Минфином Республики Коми, составила 24,5 млн. руб.; процент фактически выплаченных средств от начисленных составил 100,0%. В среднем, размер компенсации части родительской платы на 1 ребенка в год составил 2,4 тыс. руб. (в 2007 – 1,5 тыс. руб.).
В соответствии с постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24.10.2007 №10/4113 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования» с 01.01.2008 года введена отраслевая система оплаты труда, основной целью которой является усиление заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных учреждений образования в повышении эффективности труда, повышение качества оказываемых услуг и рост квалификации педагогов. Средняя заработная плата работников муниципальных ДОУ в 2008 году составила 7156 рублей (в 2007 – 6124 рубля). В ходе реализации целевой муниципальной программы «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на муниципальном уровне (2007-2008гг.» в 2008 году в конкурсном отборе образовательных учреждений приняло участие 8 ДОУ, 7 из них стали победителями. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образования» на муниципальном уровне, финансовую поддержку получили 14 ДОУ, 46 воспитателей, реализующих современные образовательные программы дошкольного образования, и 6 молодых специалистов. Материально–техническая необеспеченность образовательного процесса, являющаяся одним из важных условий качественного образования, остается наиболее проблемным местом отрасли дошкольного образования. Только за 2 прошедших года доля финансовых расходов в этом направлении составила более 55,0 млн. руб. В 2008 году органами пожарного надзора было предложено к исполнению 112 замечаний, из них 68 выполнено. Сумма средств, израсходованных на пожарную безопасность, составила по итогам года 1,7 млн. руб. (в 2007 – 0,6 млн. руб.). На приобретение мебели и технологического оборудования израсходовано 4,8 млн. руб. Увеличение расходной части бюджета по управлению дошкольного образования за 4 последние года повлекло за собой увеличение стоимости содержания ребенка в год: стоимость содержания ребенка в год с учетом бюджетных и внебюджетных источников в 2008 году составила 60,6 тыс. руб. (в 2007 – 54,6 тыс. руб.). Реализуя задачу совершенствования финансово-экономических механизмов в сфере образования, созданы два муниципальных автономных образовательных учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77» г.Сыктывкара, Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия №81 «Здравствуй!». Решение существующих проблем в отрасли возможно лишь путем комплексных и системных преобразований, которые в конечном итоге будут способствовать обеспечению доступности качественного дошкольного образования для всех слоев населения столицы Республики Коми.
- Деятельность социального отдела
Дополнительные меры социальной поддержки (на муниципальном уровне) с 1 января 2008г. предоставляются на территории МО ГО «Сыктывкар» Социальным отделом администрации МО ГО «Сыктывкар». Данные меры направлены на поддержку малоимущим гражданам и включают в себя: - Организацию работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами, заключившими договор пожизненного содержания в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность МО ГО «Сыктывкар».
По состоянию на 1 января 2008 года заключено 22 договора (24 человека) пожизненного содержания с иждивением. В 2007 – 2008 годах на выполнение договорных обязательств выделено денежных средств местного бюджета в размере 893,1 тыс. руб. (2007 год) и 939,0 тыс. руб. (2008 год), в 2008 году освоены средства местного бюджета в размере 820,9 тыс. руб. или 87,4% от запланированного на 2008 год. Рентная плата гражданам, заключившим договор пожизненного содержания с иждивением с администрацией МО ГО «Сыктывкар», выплачивалась в 2008 году своевременно и в полном объеме. Остается нерешенной проблема повышения рентной платы (она не пересматривалась с 2006г.). - Оказание единовременной материальной поддержки из резервного фонда администрации МО ГО «Сыктывкар».
В 2007 – 2008 годах материальная поддержка из резервного фонда администрации МО ГО «Сыктывкар» оказана: в 2007 – 90 гражданам в размере 105,5 тыс. руб., в 2008 - 82 гражданам в размере 76,0 тыс. руб. - Предоставление мер социальной поддержки на услуги бань МУП «Сыктывкарский банно-прачечный трест».
В 2007 – 2008 годах меры социальной поддержки на услуги бань предоставлены: в 2007 году – 433 чел., в 2008 году - 390 чел. - Экспертная оценка документов граждан на установку металлического гаража вблизи места жительства.
Сформирован банк данных на установку металлического гаража вблизи места жительства (1999-2008гг., 63 чел.). В 2008 году выдано 2 экспертных заключений на установку металлического гаража (в 2007 году – 2). - Предоставление мер социальной поддержки гражданам, имеющим звание «Почетный гражданин города Сыктывкара».
Отделом заключены договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг на оплату услуг гражданам, имеющим звание Почетный гражданин города Сыктывкара и членам их семей. В 2007 – 2008 годах выплаты проводились 16 гражданам. На данные цели израсходованы средства местного бюджета в сумме: в 2007 году - 946,3 тыс. руб., в 2008 году – 1 082,4 тыс. руб. - Реализация прав граждан на получение статуса малоимущих для возникновения права на предоставление им жилых помещений муниципального фонда.
В 2007 – 2008 годах по признанию граждан малоимущими для предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на консультацию обратилось в 2007 году – 341 чел., в 2008 - 481 чел., из них малоимущими признаны в 2007 году – 15, в 2008 - 35 граждан (семей). - Организация работы по Специализированному дому для одиноких престарелых по адресу: ул. Тентюковская, д.103.
- Организация проведения городских мероприятий.
В 2008 году отделом организованы и проведены в рамках Года Семьи следующие мероприятия: - 14 мая - Фестиваль семейных династий «Мы - единая семья!»; - 8 июля - День отца – конкурс «Суперпапа - 2008»; - 1 октября – День пожилых людей – Конкурс «Идеальная пара»; - 26 ноября – Праздничный концерт, посвященный Всероссийскому Дню матери. Администрацией МО ГО "Сыктывкар" совместно с ТО ЗАГС г.Сыктывкара Управления ЗАГС РК организовано поздравление 11 новорожденных из многодетных семей, в День матери прошла торжественная регистрация новорожденных; организованы поздравление золотых юбиляров и участие в коми национальном обряде имянаречения новорожденного. Подготовлены списки семей молодоженов – участников акции «Аллея молодой семьи». С 14 февраля 2008 года газета «Панорама столицы» включает в себя приложение «Лад и Я». Девиз проекта - «Моя семья – моя крепость». 11 номеров газеты посвящены семьям города, в том числе участникам городских мероприятий.
Эжвинский район В 2008 году получили жилые помещения по договору социального найма 5 человек; государственный жилищный сертификат - 1 гражданин, подвергшийся радиационному воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС. Социальные выплаты получили 3 молодые семьи и 6 ветеранов и инвалидов. Социальные выплаты на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту получили 30 человек. |