ДОКЛАД «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО ГО "Сыктывкар» по состоянию на 01.10.2007год
ДОКЛАД «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства на территории МО ГО «Сыктывкар» по состоянию на 01.10.2007год На основании результатов проведенного мониторинга, Постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28 июня 2007 г. № 6/2246 §2 «О порядке проведения мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» представляем доклад и предложения по совершенствованию системы поддержки малого предпринимательства. Малое предпринимательство. Небольшие частные предприятия, кооперативы, мастерские, кафе, торговые точки впервые стали стихийно возникать в Сыктывкаре на волне рыночных реформ в 90-х годах прошлого века и поначалу воспринимались как нечто временное. Сегодня же без МБ трудно представить развитие социально-экономического потенциала региона. Основными оценочными показателями малого бизнеса являются: - количество малых предприятий;
- численность работников на малых предприятиях;
- среднемесячная заработная плата;
- выпуск товаров и услуг.
По данным статистики на 01.09.2007год на территории муниципального образования насчитывалось 4176 действующих малых предприятий, рост по сравнению с 2006 годом составил 27%, только в торговле увеличение вновь открытых предприятий составило 50,7 %, в этой отрасли занято больше всех действующих предприятий малого бизнеса, более 40% всех малых предприятий. Далее свою нишу заняли предприятия, которые работают по операциям с недвижимостью и в строительстве. Минимальным является число малых предприятий, занятых в лесном хозяйстве, обрабатывающих производствах, а в сфере образования и здравоохранения – совсем минимальный процент, по одному предприятию занято рыбоводством и добычей полезных ископаемых.
Малое предпринимательство
Показатели | Единица измерения | 2006 факт | 2007 факт | Число действующих малых предприятий | тыс. ед. | 3,01 | 4,2 | Доля действующих малых предприятий в общем количестве организаций | % | 47,8 | 54,9 | Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике | % | 18,7 | 19,4 | Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности на душу населения | тыс. руб. | 45,6 | 41,4 |
Потребительский рынок товаров и услуг Показатели | Единица измерения | 2006 факт | 2007 факт | Оборот розничной торговли ( в ценах соответствующих лет), в том числе МП | млн. руб. | 30121,7
6575,6 | 38053,4
8915,6 | Оборот розничной торговли на душу населения, в том числе МП | тыс. руб. | 123,1 26,9 | 155,6 35,5 | Оборот общественного питания (в ценах соответствующих лет) | млн. руб. | 972,9 | 1237,2 | Оборот общественного питания на душу населения | тыс. руб. | 4,0 | 5,1 | Объем платных услуг населению (в ценах соответствующих лет) | млн. руб. | 8162,2 | 10069,2 | Объем платных услуг в расчете на душу населения | тыс. руб. | 33,4 | 41,2 |
Предприятия малого бизнеса произвели товаров и услуг на душу населения на 41,4 тыс. руб., снижение по сравнению с 2006годом на 9,2%. В данном случае этот показатель характеризует объем фактически отгруженной продукции на душу населения и оплаченной, поэтому его значение ниже. На потребительском рынке муниципального образования обеспечен прирост физического объема оборота розничной торговли по сравнению с 2006 годом на 26,3 %. Оборот розничной торговли на душу населения увеличился 26,4%. Оборот общественного питания вырос на 27,2 %. Конъюнктура рынка платных услуг населению к 2007 году по сравнению с 2006 увеличилась на 23,3 %, в расчете на душу населения – 23,4% . Таким образом, ситуация на потребительском рынке по всем показателям устойчивая. В целях насыщения потребительского рынка качественными и фирменными товарами открыты специализированные магазины: ООО «СМ- Урал» магазин «Спортмастер» в Центре торговли Аврора, магазины обуви «Степ», «ЦентрОбувь», мебельный «Территория мебели», также магазин парфюмерии и косметики «Лґетуаль». Введены в эксплуатацию специализированные центры по продаже и обслуживанию автомобилей “FORD” Магазин брэндовой одежды ZARINA. Все вышеперечисленные магазины выполнены в современном интерьере и оснащены современным оборудованием, обеспечивающим свободное пространство и доступ покупателя к товару. В основном магазины используют такой вид обслуживания покупателей, как самообслуживание, что облегчает выбор покупателя, обеспечивает наглядность выставочной композиции. Открыты известные брендовые магазины в формате дистаунтера «MEXX», «SELA»
Введены в эксплуатацию крупные торговые центры ООО «Мебель Гранд» площадью 2000 кв.м. и «Мебельный центр» площадью 455,4 кв.м. В стадии завершения и ввода в эксплуатацию еще два торговых центра «Рай» и «Авалон». Количество рынков и мини- рынков уменьшилось. На территории городского округа организованы 9 универсальных и специализированных рынков: в течении года действовало 8 рынков, один рынок находится на реконструкции. Активно развивается ресторанный рынок. Открыты два заведения, работающие в круглосуточном режиме: Лаунж и «Веранда». В новом формате, с уютными диванами для семейного отдыха и столиками для бизнесклиентов, представлено кафе «Зебра». Ориентированы на людей, которые имеют отношение к спорту спорт- бары в «Берлога», спорткомплекс «Скала» и «Стадион», фитнес- бар в «Центр Здоровье». В новом стилизованном стиле открыты кафе «Мое кафе», «Олива».
Активизируется работа ярмарок и выставок на территории МО ГО «Сыктывкар», совместно с Торгово-промышленной палатой (в течение года), с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РК (сельскохозяйственные ярмарки «выходного дня» круглогодично).
Еще один вопрос, который косвенно влияет на развитие малого бизнеса, но вместе с тем позволяет администрации более адекватно дать оценку ситуации на рынке и способствует принятию своевременных управленческих решений. Это статистический учет, который ведут органы статистики. На сегодняшний день нет учета по типам предприятий: малые, микро и средние. Поэтому администрацией принято постановления главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28 июня 2007г № 6/2246 § 2 «О порядке проведения мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства на территории МО ГО «Сыктывкар», уже в июне месяце будут подведены итоги мониторинга и результаты опубликованы в средствах массовой информации.
Важным шагом для развития малого бизнеса стало вступление в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Согласно закона к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ): - внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов); физические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства Для всех субъектов обязательными являются два критерия (ограничения). Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год: - для средних предприятий - от 101 до 250 человек; - для малых предприятий - до 100 человек. - для микропредприятий – до 15 человек. Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, или балансовая стоимость активов: для микробизнеса - 60 млн руб., для малого бизнеса - 400 млн руб., для среднего бизнеса - 1 млрд руб.
В статье 6 закона определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства: В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры поддержки: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Статья 11. наделяет полномочиями органы местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов МО ГО «Сыктывкар» на 2006-2008 годы, проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципального образования; Запланировано сформировать инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования и обеспечивать ее деятельность; содействовать деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образовать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства. В Статье 14 1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: 1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 5) открытость процедур оказания поддержки.
В целях содействия развитию малого предпринимательства и повышению его деловой активности, совершенствования механизмов предоставления правовой, консультационной, информационной и организационной поддержки субъектам малого бизнеса, утвержден Порядок оказания консультационной и организационной поддержки. Порядок определяет виды и условия получения поддержки, оказываемой отраслевыми и территориальными органами администрации. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается в виде предоставления следующих услуг: 1) консультирование по вопросам: - применения норм нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства; - соблюдения трудового законодательства; - лицензирования отдельных видов деятельности; - налогообложения; - ценообразования; - порядка организации торговли и бытового обслуживания; - аренды муниципального имущества и земельных участков; - участия в конкурсах на размещение муниципального заказа; - условий проведения отборов инвестиционных проектов; - получения сведений о возможных условиях предоставления кредитных ресурсов; 2) обеспечение субъектов малого предпринимательства доступной адресной информацией о структурах, контролирующих их деятельность, оказывающих различные услуги в ведении бизнеса, занимающихся поддержкой развития малого бизнеса; 3) предоставление информации о муниципальном имуществе и земельных участках, предлагаемых в аренду для осуществления предпринимательской деятельности; 4) организация широкого доступа субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсах на размещение муниципального заказа; 5) предоставление информации о проводимых выставках, ярмарках, семинарах; 6) организация работы на официальном Интернет-сайте администрации раздела, посвященного малому бизнесу, с обязательной публикацией следующей информации: - нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми и органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар", регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства; - форм типовых документов по регистрации субъектов малого предпринимательства; - типовых договоров (по видам); - типовых бизнес-планов по проектам на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг; - примерных схем организации производства и сбыта товаров и услуг; - персональной информации о субъектах малого предпринимательства, их адресах и контактах, производимых товарах и оказываемых услугах (по официально выраженному пожеланию соответствующего субъекта в форме заявления в уполномоченный орган администрации); - сведений об уровне цен по основным группам товаров и услуг на территории МО ГО "Сыктывкар"; - сведений о спросе и предложении в МО ГО "Сыктывкар" на основные виды товаров, работ, услуг (в форме аналитической записки уполномоченного органа администрации). Организационная поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается в виде: 1) помощи в проведении мероприятий рекламно-выставочного характера, маркетинговых исследований; 2) проведения городских выставок, ярмарок, конкурсов среди субъектов малого предпринимательства, содействия в участии предпринимателей города в областных мероприятиях рекламно-выставочного характера; 3) помощи в организации проведения конференций, семинаров, круглых столов с участием органов местного самоуправления и контролирующих органов; 4) сотрудничества со СМИ, публикации статей в поддержку развития на территории МО ГО "Сыктывкар" малого предпринимательства и формирования положительного имиджа предпринимателя; 5) сотрудничества с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории МО ГО "Сыктывкар" с целью эффективного решения вопросов развития малого предпринимательства и оказания необходимых для ведения бизнеса услуг; 6) помощи в издании методической и справочной литературы по вопросам малого предпринимательства. Постановление главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28.04.2007 № 4/1337 «Об утверждении порядка оказания консультативной и организационной поддержки субъектам малого бизнеса на территории МО ГО «Сыктывкар», принято в целях совершенствования нормативно – правовой базы, было опубликовано в средствах массовой информации, размещено в информационной базе «Консультант Плюс». Так в газете «Панорама столицы» ежеквартально печатается информация о реализации постановления. За 2007 год в управление по развитию потребительского рынка и сельского хозяйства не поступило ни одного письменного заявления от субъектов малого бизнеса. Однако, ежедневно с начала 2007 года специалистами Управления предоставлено три тысячи пятьдесят устных консультационных услуг по вопросам порядка организации торговли и бытового обслуживания, применения норм нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства; сведений об уровне цен по основным группам товаров и услуг на территории МО ГО "Сыктывкар".
В ближайшее время органы госвласти должны определить: 1. Порядок оказания Имущественной поддержки, определенной в статье 18 Федерального закона № 209-ФЗ, поддержка будет оказываться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. 2. Порядок Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, при наделении полномочиями администрация, определенной статьей 19, данный вид поддержки будет оказываться в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Малый бизнес играет огромное значение для современной экономики, это обусловлено его функциональными характеристиками: - участием во внедрении инноваций;
- сдерживанием монополизации;
- оперативным «заполнением» ниш рынка или тех отраслей, где крупный бизнес малоэффективен.
Малые предприятия очень важны для нормального функционирования рыночной экономики: - малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике;
- быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка;
- вносит существенный вклад в региональное развитие;
- имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений;
- является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики.
МБ выполняет и важные социальные функции: - является основой формирования «среднего класса»;
- мобильно создает новые рабочие места;
- вовлекает в процесс общественного производства дополнительные трудовые ресурсы (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных матерей), формирует в обществе «идеологию предпринимательства».
Таким образом, в рыночной экономике МП выполняет различные роли: Предпринимательство придает экономике динамичный характер за счет постоянного появления новых и ликвидации неэффективных МП. Это способствует структурной перестройке в экономике, создает дополнительные рабочие места. Малые предприятия являются резервом, который вступает в действие, если крупные предприятия оказываются несостоятельными в той или иной сфере. Зачастую предприниматели удовлетворяют потребности небольших сегментов рынка, объемы спроса на которых недостаточны для привлечения внимания крупного предприятия. МП работают во всех секторах экономики и могут выступать в роли поставщика узкого ассортимента комплектующих для более крупных компаний
Основными приоритетными направлениями деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар» в 2007 году являлись:
- Проведение государственной политики, направленной на обеспечение развития потребительского рынка, разработка мер и способов воздействия на формирование рынка товаров и услуг с учетом потребительского спроса.
- Обеспечение роста оборота розничной торговли, общественного питания и объема реализации бытовых услуг через:
- взаимодействие с органами местного самоуправления по дальнейшему развитию инфраструктуры торговли, общественного питания, бытового обслуживания, развитию современных форматов и сетей торговли; - привлечение инвестиций в сферу услуг; - Осуществление контроля за соблюдением требований законодательства РФ и Республики Коми, регулирующего оборот алкогольной продукции, и выполнением переданных органам местного самоуправления полномочий по лицензированию.
- Активизация деятельности организаций розничной торговли, направленной на увеличение продажи товаров сельскому населению, развитие рынка бытовых услуг.
- Формирование на территории муниципального образования базы данных предприятий стационарной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ, услуг, с целью определения недостающей инфраструктуры в сфере торговли, общественного питания, бытовых услуг.
- Проведение работы по обеспечению прав граждан на безопасность и высокое качество предоставляемых услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
- Организация участия предприятий в выставках, ярмарках, конференциях и т.д. с целью продвижения продукции и товаров на потребительском рынке.
- Совершенствование механизмов использования муниципального имущества.
- Доведение информации до Малого бизнеса об организации учебными центрами дополнительного и профессионального образования, обучения и переподготовки работников торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в целях формирования кадрового потенциала.
Основными причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в 2007 году, являлись: 1. Отсутствие программы и (или) подпрограммы на уровне муниципального образования по поддержке малого предпринимательства. 2. Координационный совет при главе администрации МО ГО «Сыктывкар» не создан, состав совета будет утвержден к 1 июля 2008г. 3. Низкие бюджетные возможности муниципальных образований для финансирования эффективных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки. 4. Хроническая недостаточность собственных оборотных средств у малых предприятий и полное отсутствие финансовых ресурсов для осуществления капитальных вложений. 5. Недостаточный уровень профессиональной квалификации предпринимателей, а также знания федерального и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере экономики и финансов; слабое развитие региональной инфраструктуры по оказанию информационных, консультационных и юридических услуг субъектам малого предпринимательства; отсутствие системы сбора, обработки и анализа достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, наличии ресурсов. 6. Отсутствие достоверной статистической информации о состоянии малого предпринимательства, не позволяющее объективно оценивать и прогнозировать его развитие. Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться административное давление, ведь на стадии открытия необходимо пройти длинный список согласований, при этом зачастую «консультационные фирмы» берут за свои услуги немалые поборы.
Для упрощения регистрации предпринимателей и предприятий не зависимо от организационной формы, принято Постановление администрации, которое соответствует мировым стандартам, то есть носит уведомительный характер, ограничивает список необходимых для уведомления администрации документов, не определяет сроков, в течение которых, предприятие обязано уведомить о начале своей деятельности, это касается торговли, общественного питания и предприятий по предоставлению бытовых услуг. Уведомление предприятий о своей деятельности и о местонахождении объектов, значительно помогает администрации анализировать ситуацию на рынке, прогнозировать размещение, и вести учет дислоцируемых предприятий на территории МО ГО «Сыктывкар», цель- повышение качества предоставляемых услуг, повышение эффективности в работе с предприятиями, налаживание обратной связи и информированности. В перспективе планируется создание возможности уведомить о размещении своего предприятия и внесение в базу данных на территории МО ГО «Сыктывкар» с использованием сети Интернет. Основные проблемы: 1. Несмотря на определенное улучшение в 2007 году конъюнктуры внутреннего потребительского рынка и переориентацию потребителя на отечественные товары, переход малого предпринимательства в новое качественное состояние не завершен, что требует со стороны органов государственной власти ежегодного наращивания усилий, направленных на создание таких правовых, организационных и экономических условий для субъектов малого предпринимательства, которые в максимальной степени стимулировали бы их к активизации производственной, инвестиционной и инновационной деятельности. 2. По-прежнему сохраняется значительная неравномерность развития малого предпринимательства по территориальному и отраслевому признакам: 90% представителей малого бизнеса сосредоточены в центральной части городской черты Сыктывкара, 41,4% из которых работают в сфере торговли и общественного питания. 3. Вследствие отсутствия бюджетного финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства в 2007 году, а также недостаточного развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства практически не удалось создать и задействовать нетрадиционные механизмы и инструменты внебюджетного финансирования субъектов малого предпринимательства. 4. Несмотря на определенную финансовую и экономическую стабилизацию, положение малого предпринимательства остается по-прежнему недостаточно устойчивым и определенным. При этом сохраняются главные негативные моменты в его развитии: - убыточность малых предприятий; - устойчивая тенденция снижения объемов капитальных вложений в основные фонды малыми предприятиями в предшествующие годы; - неудовлетворительная, с точки зрения развития материального производства, отраслевая структура малого предпринимательства, т.е. преобладание предприятий торговли и общественного питания (41,4%) относительно предприятий промышленности, транспорта и строительства; - преобладающий рост количества индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица относительно роста количества малых предприятий; - неудовлетворительное финансовое состояние большинства малых предприятий (как следствие нерешенности проблем формирования, дефицита, распределения, оптимизации и резервирования финансовых ресурсов) при отсутствии реальной финансовой поддержки со стороны государства, отсутствии механизмов и схем внебюджетного финансирования (кредиты в фондах поддержки МП, кредиты в коммерческих банках под государственные гарантии и поручительства, инвестиции и кредиты зарубежных фирм и финансовых организаций, займы в кредитных союзах и кооперативах, займы у предприятий - партнеров и доверенных финансовых структур, лизинг, факторинг, франчайзинг); низкой платежеспособности потребителей, высокой конкуренции, изношенности основных производственных фондов и отсталых технологиях, высоких налогах и нестабильности законодательства; - организационные проблемы и административные барьеры на всех этапах жизненного цикла малых предприятий, включая государственную регистрацию, лицензирование деятельности и получение различных разрешений, текущую деятельность и формирование стартового капитала, налаживание хозяйственных связей с поставщиками и потребителями.
Со своей стороны, администрация города Сыктывкара будет продолжать осуществлять следующие мероприятия по стимулированию развития малого предпринимательства: - Принимать меры для снижения уровня налоговых отчислений в местный бюджет для стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях.
- принимать решения о введении льгот для субъектов МП на аренду земельных участков, зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
- Формировать муниципальный заказ и реализовать его через малые предприятия. При грамотном внедрении эта форма поддержки может оказать большое влияние на развитие малого предпринимательства, чем все другие формы вместе взятые. В качестве примера хочется отметить то, что постоянно участвуют в открытых аукционах на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания для муниципальных нужд индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса, сельско- хозяйственные кооперативы республики.
- Сотрудничать с фондами, оказывающими поддержку МБ, а в планах администрации и создание Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, способного, с одной стороны, стать финансовым инструментом развития МП, с другой, - эффективным средством кредитования малого бизнеса.
Итоги:
Значительное развитие потребительского рынка товаров и услуг (рост торговых площадей, положительная динамика объемов розничного товарооборота, общественного питания, объема и качества оказанных платных услуг). По оценке, ожидаемый в прогнозном периоде (2008-2009) рост оборота розничной торговли составит 108-109% в сопоставимых ценах, общественного питания - 108-110%. В прогнозном периоде запланировано открытие новых торговых предприятий, торговых центров, оснащенных современным оборудованием; продолжится реконструкция действующих мини-рынков. Продолжат свое развитие услуги в сфере общественного питания путем внедрения новых технологий быстрого обслуживания (летние кафе, фаст-фуды, кофейни, спорт-бары). Особое внимание будет уделено совершенствованию организации школьного питания. Кардинальное решение проблем малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики области, переключение его капиталов из сферы обращения (торговли) в сферу производства и формирование местного товаропроизводителя без дальнейшего совершенствования правовых, экономических и организационных условий, а также адресной поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей со стороны государства невозможно. Современный рынок услуг отличается относительно высокой насыщенностью. Пик своего развития платные услуги достигли в 2006 году ( рост по отношению к 2005 – 127%) и 2007 году ( рост объема составил 123% к предыдущему 2006 году в сопоставимых ценах). В прогнозном периоде темпы роста медленнее: в пределах 118%; основной аспект должен быть уделен улучшению качества их предоставления и расширению видовой структуры. Положительная тенденция роста числа малых предприятий и увеличения объемов и качества произведенных ими товаров и услуг. Оборот малых организаций к 2010 году составит, по оценке, 51,1 млрд. рублей; его прирост в прогнозном периоде составит 8-9%. Развитие малого бизнеса, в том числе индивидуального, должно стать главным регулятором занятости экономически активного населения, оказать положительное влияние на рост денежных доходов населения
Начальник управления по развитию потребительского рынка и с/х Е.В. Архипова |